12 февраля 2025


Методический семинар для учителей школ и преподавателей среднего профессионального образования

12 января 2025 года прошел Республиканский методический семинар для учителей школ и преподавателей среднего профессионального образования на тему «Создание оценочных средств для детей с особыми образовательными потребностями», организованный кафедрой физики и технологий Высшей школы IT и естественных наук НАО ВКУ им. С. Аманжолова.
В работе семинара приняли участие 47 человек. Участниками семинара стали преподаватели кафедры физики и технологий ВКУ им. С. Аманжолова, учителя школ и преподаватели колледжей городов Усть-Каменогорск, Алтай, Экибастуз, сел Восточно-Казахстанской и Костанайской областей.
С приветственным словом выступила руководитель методической секции сениор-лектор Шевчук Е.П. Она представила слушателям спикера данного мероприятия. Сказала, что сегодня опытом создания оценочных средств для детей особыми образовательными потребностями поделится учитель математики КГУ “Зубовская средняя школа” отдела образования по району Алтай управления образования ВКО — Жанбурбаева Адия Мураткановна.
Адия Мураткановна сказала, что школе она трудится уже 16-й год ионтингент учащихся их школы очень сложный. В этом учебном году всего в школе обучается 201 учащийся, из них 41 учащихся с особыми образовательными потребностями (20,4%). Поэтому уже довольно давно возникла необходимость в создании собственных оценочных материалов для учащихся с ООП, как для уроков для формативного оценивания и отработки необходимых навыков, так и для суммативного оценивания.
Все знают, — сказала она, — что существует 2 вида оценивания: формативное (формирующее) и суммативное. Я сегодня не буду говорить о том, что это и чем они отличаются. Все это понимают. Но, как только речь заходит об инклюзивном образовании, появляется очень много вопросов: что оценивать? Как оценивать? Как учесть особые образовательные потребности учащихся при осуществлении оценивания?
«Перед тем как я расскажу о своем опыте работы в данном вопросе, я поделюсь с Вами самым важным и необходимым, с чего необходимо начинать работу с учащимися с ООП. Безусловно, это нормативные документы и составленные на основе их адаптированные учебные программы по предмету. На сегодняшний день, один из основных документов, на который мы опираемся при составлении такой программы – это Методические рекомендации академии Алтынсарина, от 2017 года.
Согласно этих рекомендаций есть несколько способов адаптации содержания учебной программы, мы в нашей школе используем разделение цели на отдельные этапы ее достижения, что позволяет видеть какие именно этапы или задачи достигнуты учащимся, а что он не смог научиться выполнять, причем некоторые цели могут остаться без изменения.»
Считаю, — сказала Адия Мураткановна, — не совсем правильным менять цели ГОСО, стандарт один на всех, и все дети должны выполнять этот госстандарт, каждый на своем уровне. Поэтому, думаю, убрать какую то сложную цель, или изменить ее формулировку будет не совсем правильным, хотя такой способ адаптации тоже предусмотрен методическими рекомендациями и используется многими школами. Данные методические рекомендации предлагают несколько вариантов адаптации учебных заданий и способов их представления ученику, среди которых есть, например, уменьшение количества заданий, предоставление коротких и поэтапных инструкций, увеличение времени на выполнение задания. Разрешается использовать алгоритмы, образцы выполнения заданий, таблицы, схемы и т.п.
Далее, я считаю, необходимо остановиться на рекомендациях по суммативному оцениванию, на основании которых и составляются оценочные материалы для учащихся.
Суммативные работы проводятся с использованием специально разработанных дифференцированных заданий. Причем можно увеличивать временной режим проведения суммативных работ с учетом индивидуальных потребностей обучающегося, а также уменьшать количество заданий.
Важно отметить, что согласно Методических рекомендаций академии Алтынсарина на суммативных работах допускается применение вспомогательных средств и наглядного материала, т.е. детям можно пользоваться калькулятором, формулами, таблицами и т.п.
Приведен пример адаптированной программы для учащихся 5 класса. После составления адаптированной программы педагогу уже легче при составлении задания формативного и суммативного оценивания. Так, например, при составлении формативного оценивания можно учитывать именно те шаги или этапы, которые были выделены для достижения цели обучения.
Подводя итоги, Адия Муратбековна сказала, что эта работа, конечно, требует очень и очень много времени. «Не всегда есть возможность на каждом уроке составить такие задания. Но, к сожалению, детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым годом только больше. Поэтому, если даже иногда составлять такие задания, то в течение нескольких лет можно пополнить свою методическую копилку неплохими материалами, которые будут эффективно работать, помогая педагогам в работе с такими детьми. Эти же материалы можно использовать и в работе со слабоуспевающими или неуспевающими учащимися».
Организатор Шевчук Е.П.