14 марта 2025
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КУРУЛТАЙ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТ
В Бурабае состоялось значимое событие — IV заседание Национального курултая с участием Касым-Жомарта Токаева. Глава государства обозначил стратегические направления, требующие пристального внимания со стороны властей и общества. Одно из таких направлений – это дети с особыми потребностями и создание условий для их развития и реабилитации. Педагогическое сообщество поддерживает постановку данной проблемы, так как вопрос о доступности образования и развития детей с особыми образовательными потребностями назрел уже давно и то, что Глава государства обратил в своем выступлении на это внимание приветствуется всеми педагогами страны.
В последние годы Казахстан предпринимает активные шаги для интеграции детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательные учреждения. По статистическим данным за 2024 год около 15% детей с ООП уже посещают общеобразовательные школы, что свидетельствует о положительных сдвигах в этом направлении. Однако, инфраструктурные проблемы серьёзно затрудняют процесс интеграции детей с ООП в учебных центрах, школах. Основные аспекты этой проблемы включают в себя: недостаточно центров по охвату детей с ООП в регионах, физическая недоступность зданий, нехватка специализированного оборудования.
Но все эти вопросы решаемы, если предпринять меры, на что обращает внимание Президент страны — «В каждом областном центре должны быть построены центры реабилитации и развития особенных детей, где будут заниматься с особенными детьми и с детьми, которые получили диагноз аутизм» и такая постановка вопроса решает многие проблемы родителей, имеющих детей с ООП.
Инклюзивное образование сегодня — это необходимость, потому что мы понимаем, что любой ребенок уникален, любой ребенок — это личность и только в обществе они приобретают необходимые знания и умения. И, конечно, приобретают самое важное — это опыт социализации. Каждая школа должна иметь в штате специальных педагогов: логопеда, дефектолога, сурдопедагога, инструктора по адаптивной лечебной физкультуре. И, конечно, педагогов-ассистентов. Сегодня педагоги-ассистенты уже работают в ряде общеобразовательных школ. Они сопровождают детей с расстройством аутистического спектра в кабинетах поддержки и инклюзии.
ВКУ им.С.Аманжолова полностью поддерживает инициативы Президента страны и ведет подготовку квалифицированных специалистов уже многие годы, разрабатываются инновационные методики и специальное оборудование для детей с ООП, активно работает Центр компетенций по психолого-педагогической подготовке и методико-технологической поддержке детей с особыми образовательными потребностям, Центр непрерывного и инклюзивного образования «DANA BALA» для детей с ООП и их родителей.
Внимательное изучение выступления Президента страны, предложенные меры по решению вопроса инклюзивного обучения вселяют уверенность, что разработка единой программы «Дети Казахстана», нового Закона, регулирующего комплексную поддержку детей с особыми потребностями успешно реализуют, поставленные задачи для расширения доступности детей к качественному обучению.
Ровнякова Ирина, член областной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике.