15 апреля 2025


ПРЕСС-ТУР ПО «DANA BALA»: ИННОВАЦИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В Amanzholov University на протяжении трех лет действует инновационная площадка, развивающая сферу инклюзии в регионе семимильными шагами — Центр непрерывного инклюзивного образования “Dana Bala”. Здесь гармонично перекликаются высшее образование, наука, психология и медицина для эффективного решения проблем инклюзивной сферы. Центр направлен на качественное обучение студентов, которые после окончания вуза становятся специалистами с ценным багажом практических навыков, а также на всестороннюю поддержку детей с ООП. Междисциплинарный подход в организации работы и эффективная взаимосвязь с наукой дают возможность преподавателям дефектологии, психологии, специалистам по адаптивной физической культуре вместе со студентами экспериментально разрабатывать новые методики, получать авторские свидетельства и патенты.

В 2023 году ученые университета выиграли грантовое финансирование для проекта «Центр компетенций по психолого-педагогической подготовке, реабилитации и методико-технологической поддержке детей с особыми образовательными потребностями», который реализуется на базе “Dana Bala”. Результаты проекта, как рассказала одна из его авторов Алима Алипова, применяются дефектологами, психологами при комплексной диагностике и коррекции детей с ООП для социализации и обеспечения качества образования.

Коммерциализированный проект включает в себя разработку авторских методических пособий, конструкторов, профессионального стола психолога-дефектолога, вертикализатора, парт с нарушениями опорно-двигательного аппарата и технические средства по реабилитации и развития детей с ООП. По данному проекту в ходе реализации получены 5 патентов на полезные модели и 12 авторских свидетельств на учебно-методические пособия, интерактивные тренажеры, альбомы, программы. Одними из первых и громких изобретений стали кресло-вертикализатор, парты-растишки и регулируемые стулья. Специальную мебель изготавливает университетская команда разработчиков, в числе которых есть и инициативные студенты.

На старте все образцы продукции прошли испытания на базе Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» и Центра поддержки реабилитации детей с церебральным параличом «DEMEY».

Кроме того, ученые вуза не пренебрегают современными трендами, внедряя ИИ в свои труды. Так, ученые изобрели интерактивный стол для дефектолога, оснащенный современными инструментами для помощи детям с задержкой речи. Его главным преимуществом являются авторские логопедические разработки и методики для коррекции на казахском языке.
Не имеющий аналогов в Казахстане интерактивный стол для логопедов и дефектологов включает в себя сенсорный моноблок, интерактивную панель, профессиональное логопедическое зеркало, логопедические карточки и методический материал. А именно более 100 заданий для автоматизации звуков и элементарных математических представлений. Также их можно использовать для коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и с легким нарушением интеллекта.

— Это многофункциональное оборудование решает проблемы с фонетическим восприятием, зрительной и вербальной памятью, словесно-логическим мышлением, правильным произношением звуков, постановкой ударений. На сегодняшний день стол уже апробирован в дошкольных организациях образования, коррекционных детских садах, реабилитационных центрах, коррекционных кабинетах, — рассказал логопед-дефектолог высшей квалификационной категории, сеньор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики, магистр дефектологии Рауан Байчинов.

Как известна, коррекция невозможна без последовательной и логичной методики. Благодаря специалистам «Dana Bala» разработаны новые методы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи и методические пособия для их родителей, а также педагогов. Автором идеи является логопед-дефектолог высшей квалификационной категории вуза Рауан Байчинов. Команда ученого предлагает несколько видов методических пособий, куда входят карточки мнемотехники, логоритмика, логопедический альбом, пособие для правильного произношения звуков и учебные книги с QR-кодами для детей с заиканием.

Примечательно, что все материалы созданы на казахском языке. Однако ученые подчеркнули, что русский вариант не менее востребован.

Особое внимание ученые ВКУ уделили и правильному произношению звуков. Как оказалось, в логопедической практике чаще встречаются нарушения звукопроизношения у детей 6-7 лет. В частности, замещение, искажение, микширование свистка, гудения индийских звуковых групп. Эти дети нуждаются в эффективной, систематической, индивидуальной логопедической помощи. Также разработано пособие по лечебной ритмике, реализуемой с помощью языка, музыки и физических упражнений. Научно доказано, что логоритмика оказывает положительное влияние на детей с различными нарушениями речи, особенно в период вязки.

В рамках масштабной работы команда ВКУ подготовила и логопедический альбом из комплекса игровых упражнений. В коллекцию отобраны интересные экспериментальные задачи.

— В Казахстане более 200 000 детей нуждаются в инклюзивном образовании, а в ВКО этот показатель достигает более 11 000 детей. Изучая и анализируя эту проблему, мы приходим к новым и более действующим решениям, — подчеркнула руководитель центра Алима Алипова.

Изобретатели постоянно трансформируют свои работы. В том числе, специальную мебель для детей с ограниченными возможностями, которую можно использовать даже в домашних условиях.

К примеру, кресло-вертикализатор, парты-растишки и регулируемые стулья, многофункциональная кровать-вертикализатор. Все ноу-хау изготовлены по главному принципу — безопасность, поэтому в производстве часто используется дерево, эко-кожа, а все углы мебели исключительно мягкой формы.