16 апреля 2025
“ПУТЬ К ДОСТУПНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ”: МАСШТАБНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-АССИСТЕНТОВ ДЛЯ ШКОЛ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА
По статистике в Казахстане около 230 тысяч детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в инклюзивном образовании. Только в Усть-Каменогорске обучаются более 2000 особенных детей. Кроме того, в системе образования Республики Казахстан с 2021 года была введена новая специальность – педагог-ассистент, который является посредником между педагогом и учащимся.
Эти данные говорят казахстанцам об обязательном просвещении в теме инклюзии, а также о необходимости масштабирования усовершенствованной модели учителей.
Именно такими были основные цели у авторов курса повышения квалификации для педагогов-ассистентов по сопровождению особенных детей Рауана Байчинова и Алимы Алиповой. Специалисты ВКУ им. С. Аманжолова презентовали курс для развития профессиональных компетенций и обучили уже более 150 педагогов общеобразовательных школ.
Об этом стало известно в ходе республиканского пресс-тура, состоявшегося на базе крупнейшей региональной альма-матер.
Месячная программа курса, составляющая 72 часа, предусматривает лекции по пяти модулям, практические занятия, самостоятельную работу и защиту курсового проекта. Для лучшего понимания темы предусмотрены обсуждение и рефлексия, работа с документацией, занятия в малых группах. У слушателей также есть возможность пройти более продолжительную версию обучения – два месяца – 135 часов.
По словам авторов, по окончанию обучения «педагоги 2.0» владеют методами комплексного обследования возможностей ученика, технологиями составления индивидуальных развивающих программ, знают основы положений международной и отечественной нормативной базы, разбираются в документации психолого-педагогического сопровождения и др.
— На сегодняшний день в школах активно внедряется должность педагога-ассистента. Это мировой опыт. Обучая новых учителей, мы стремимся на своем уровне трансформировать систему казахстанского образования, — рассказала руководитель Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» Алима Алипова.
Курсы проходят на базе ВКУ им. С. Аманжолова. Университет зарекомендовал себя как уникальная платформа эволюционного взгляда на инклюзивное образование. Именно здесь регулярно разрабатывают специализированную мебель, умные технологии и авторские методики работы с особенными детьми.
— Нами выпущено уже 154 педагога. Было несколько потоков. Нас радует, что количество желающих постоянно растет. Это говорит об осознанности, трудолюбии и понимании сложившейся ситуации. К слову, педагогом-ассистентом может стать любой человек, имеющий педагогическое образование, — отметил сеньор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ Рауан Байчинов.
Одна из первых слушательниц курса Салтанат Базарханова вспоминает, как впервые задумалась о необходимости новой специализации.
— Я достаточно проработала в образовании. На моем счету сотни учеников и достаточно опыта, но учиться и становиться лучше никогда не поздно. Недавно в мой класс пришел ученик с задержкой речи. Тогда я поняла, что это особые условия, при которых мне нужно проявить себя по-другому. Сейчас я стала применять изученные методики на своем ученике. Прошло не так много времени, но я уже замечаю, что он стал более открытым. Между нами установлен контакт. Я верю, что со временем мой особенный ученик заговорит, — уверенно подытожила Салтанат Базарханова.
Отметим, обучение педагогов охватывает европейские подходы. Это еще одно из весомых преимуществ авторской программы, которое позволяет более углубленно вникнуть в актуальную тему.