Научные школы

«УПРОЧНЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОКРЫТИЯ»

1.Цели и задачи направления:

Целью развития научного школы «Упрочняющие технологии и покрытия» является получения новых научных знаний, разработки инновационных научно-технических разработок и технологий в области получения композиционных покрытий и трибологии.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

1) повышение качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, увеличение количества и объема инновационных, госбюджетных и хоздоговорных проектов;

2) развитие материально-технической базы и научно-инновационной инфраструктуры научно-исследовательского центра «Инженерия поверхности и трибология»;

3) развитие следующих приоритетных научных направлений на базе НИЦ «Инженерия поверхности и трибология»: разработка воздушно-плазменной технологии получения композиционных покрытий, разработка способа нанесения износостойких и сверхтвердых покрытий детонационным методом, разработка ресурсосберегающего способа получения композиционных покрытий методом механохимического сплавления.

4) коммерциализация научно-технических разработок и инновационных технологий;

5) создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов и кадров высшей квалификации (магистры, доктора PhD);

6) участие в международном научно-технологическом сотрудничестве.

2. Актуальность

Одной из актуальных проблем, влияющих на такие важные характеристики машин и оборудования, как ресурс, надежность и энергоэффективность, являются снижение трения и износа контактирующих поверхностей пар трения деталей машин и повышение стойкости обрабатывающего инструмента. Одним путей решения этих проблем является поверхностное упрочнение или нанесение защитных покрытий на поверхности деталейц машин и инструментов. В последнее время проявляется большой̆ интерес к технологиям напыления покрытий, которые характеризуются высокой̆ производительностью, универсальностью, простотой̆ в автоматизации, практически неограниченностью размеров, покрываемых поверхностей̆.  Особое внимание при этом уделяется нанесению композиционных керамических, металлокерамических, биокерамических покрытий.

3. ФИО руководителя направления:

Руководителем научного школы «Упрочняющие технологии и покрытия» является – Сағдолдина Жулдыз Болаткызы, PhD по специальности «Техническая физика», ассоциированный профессор, Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра «Инженерия поверхности и трибология» ВКУ им. С.Аманжолова, высококвалифицированный специалист, имеющий научный задел в области материаловедения. Индекс Хирша по наукометрической базе Scopus – 7 (Scopus ID автора: 24476592900), Web of Science – 4 (Web of Science Researcher ID: W-4425-2018), ORCID: 0000-0001-6421-2000. Научная деятельность связана: с исследованиями поверхностного упрочнения материалов способами механохимического синтеза, детонационного напыления, воздушно-плазменного напыления и электролитно-плазменного упрочнения. Успешно защитила докторскую диссертацию в 2017 г. по теме «Исследование структурно-фазового состояния композиционных покрытий, синтезированных методом механического сплавления».  Автор более 100 научных и методических трудов, в том числе 3 монографий, 5 учебных пособий, 4 авторских свидетельств, около 40 работ в зарубежных изданиях, входящих в базу данных Web of Science и Scopus.

4. Основные результаты (краткая информация с рисунками (рисунки должны быть дополнительно приложены в формате Jpeg)):

  1. Была разработана технология получения функционально-градиентных покрытий методом детонационного напыления
  2. Была разработана технология и установка для получения композиционных покрытий методом воздушно-плазменного напыления
  3. Была разработана технология получения интерметаллидных покрытий методом механохимического сплавления.

5. Партнеры

Ведется активное сотрудничество с Казахстанскими и зарубежными университетами и исследовательскими институтами: СГУ им. Шакарима г. Семей, ВКГТУ им. Д.Серикбаева, Национальный ядерный центр РК (г.Курчатов, ВКО), АО «Ульбинский металлургический завод», Вроцлавский технологический университет (г. Вроцлав, Польша), Институт электросварки имени Е.О.Патона (г. Киев, Ураина).

6. Практическое применение

Разработанные технологии и композиционные покрытия может найти широкое применение в энергетике, машиностроение и других отраслях, где применяются износостойкие и жаропрочные материалы.

«ФИЗИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ЯДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Руководитель научной школы – Скаков Мажын Канапинович, доктор физико-математических наук, академик КазНАЕН, профессор, НАО «ВКУ им. С.Аманжолова», главный научный сотрудник РГП «Национальный ядерный центр РК» (г.Курчатов, Казахстан)

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Научная школа «Профессиональное образование» образовалась в 1995 году. Объективная целесообразность ее создания была обусловлена кардинальными изменениями в системе образования РК, поисками новых путей повышения качества профессионального образования, а также подготовки научно-педагогических кадров для ВКГУ им. С. Аманжолова.

Научно-исследовательская лаборатория «Проблемы физической культуры и спорта»

Руководитель научной школы – д.пед.н., профессор, Академик Академии педагогических наук Казахстана, Почетный работник образования Республики Казахстан Русанов Василий Петрович.

Должность, научная степень: доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта.

4 марта 1947 года рождения.

В 1968 году окончил Казахский государственный институт физической культуры.

В 1979 году окончил аспирантуру при ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта (г. Ленинград).

С 1982 года кандидат педагогических наук.

С 2000 года доктор педагогических наук.

С 1984 г. по настоящее время, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта ВКГУ им.С. Аманжолова.

С 2007 года Почетный работник образования Республики Казахстан.

С 2010 года Действительный член (Академик) Академии педагогических наук Казахстана.

В ВКГУ им. С. Аманжолова работает с 1970 года. Является высококвалифицированным специалистом. Читает основные дисциплины на специальности «Физическая культура и спорт»: Теория и методика физической культуры и спорта; Управление процессом спортивной подготовки; Теория и методика избранного вида спорта и др. Область научных исследований – совершенствование профессионального образования.

Имеет более 150 публикаций. За последние 5 лет опубликовано 35 научных трудов.

За высокие достижения в научно-исследовательской деятельности и за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров награжден:

В 2002 году нагрудным знаком МОН РК «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан».

В 2007 году нагрудным знаком МОН РК «Почетный работник образования Республики Казахстан». Подготовил 7 кандидатов педагогических наук и 10 магистров физической культуры и спорта.

Контактные данные: (prep_rusanov@mail.ru, тел. 8(705) 541-17-17)

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

  • Совершенствование профессиональной подготовки педагога в вузе.
  • Повышение массовости занятий физической культурой и спортом студенческой молодежи.
  • Совершенствование тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
  • Формирование личностной физической культуры у учащейся молодежи.
  • Индивидуализация процесса обучения студентов.
  • Активизация двигательной активности студенческой молодежи
  • Современные технологии обучения в процессе физического воспитания студентов.
  • Активизация физической и умственной деятельности студентов средствами физической культуры и спорта.

 Труды Русанова Василия Петровича

Членство в ассоциациях, почетные звания, награды:

  • Нагрудной знак МОН РК «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан» (2002 г.).
  • Нагрудной знак МОН РК «Почетный работник образования Республики Казахстан»(2007 г.).
  • Академик Академии педагогических наукРеспубликиКазахстан (2010 г.).

Владение иностранными языками: русский и немецкий языки.

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» И «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ»

Руководителем научной школы назначен член-корреспондент Национальной инженерной Академии Республики Казахстан, доктор экономических наук, профессор Алимбетов Усен Сулейменович.

Членами научной школы являются высококвалифицированные специалисты не только Восточно-Казахстанского государственного университета имени С.Аманжолова, но и отдельных вузов Казахстана и зарубежья.

В исследованиях научной школы дается подробный анализ мирового минерально-сырьевого рынка на востоке страны и определены позиции Казахстана по запасам, добыче, производству, экспорту и импорту практически всех минералов, добываемых в Восточном Казахстане, перспективах участия в мировой торговле.

В исследованиях сделан упор на то, что стратегия сырьевого развития должна дополняться стратегией перехода национальной экономики к инновационному пути.

В работах авторов школы излагаются проблемы ресурсосбережения, комплексного использования сырья и полной утилизации отходов производства, внедрение экологически чистых технологий.

Приводятся факты авторского внедрения исследований в производство, дается анализ сложившихся в теории и практике подходов по использованию ВЭР, видения проблем, анализ опыта отечественных и зарубежных предприятий по использованию ВЭР в энерготехнологических комплексах.

Приводятся многочисленные формулы авторов для определения экономических параметров энергопотребления.

Объективная целесообразность создания научной школы обусловлена кардинальными изменениями в экономике. Экономическая теория, как наука связана с практикой, не может не отражать эти процессы.

Не может не отразиться на содержании экономической теории и тот факт, что современный мир вступает в новое качественное состояние. На смену существующей развитой рыночной экономике приходит новая цивилизация, которую называют постиндустриальной неоинформационной постмодернистской новой экономикой и т.д.

Современный мир характеризуется трансформацией экономических систем, формированием постиндустриального неоинформационного общества экономики знаний, образования, такими процессами, как глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., которые еще не получили достаточного освещения в экономической теории.

Происходящие изменения требуют по-новому взглянуть на экономические процессы и явления наполнить новым содержанием, казавшиеся еще вчера незыблемыми, такие экономические категории, как рынок, деньги, цены, финансы, труд, экономический рост, потребление, которые носят глобальный характер и призвана формирующаяся «новая экономическая теория».

Экономическая наука представляет собой сегодня систему знаний о хозяйственной жизни общества, в которой экономическая теория выступает фундаментом всей системы «экономической науки».

На ее основе развиваются фундаментальные экономические науки (менеджмент, финансы, маркетинг, история экономической мысли, экономическая история и т.д.), а также ее прикладные разделы (экономика отраслей, секторов, регионов, хозяйственных субъектов, услуг и т.д.). Все они находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловлены.

Поэтому для участия в работе данной школы приглашаются специалисты не только кафедр экономической теории, истории экономических учений, специалисты всех кафедр не только Восточно-Казахстанского государственного.

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Актуальность исследований взаимодействия и поведения людей в поликультурном пространстве была продиктована с одной стороны, процессами глобализации и интеграции Казахстана в мировую экономику, с другой, ростом национального самосознания и поиска национальной идентичности всех этносов в республике.

Ученая степень доктор психологических наук

Ученое звание доцент

20 мая 1956г рождения.

В 1977 году окончила Усть-Каменогорский педагогический институт, физико-математический факультет.

В 1992 окончила аспирантуру при Институте Молодежи (г .Москва)

С 1992 года кандидат педагогических наук.

С 2002 года доктор психологических наук.

С 1992г. работала доцентом, профессором, заведующей кафедрой прикладной психологии, проректором по международным связям и воспитательной работе в ВКГУ им. С. Аманжолова.

Область научных исследований – социально-психологические аспекты эффективного взаимодействия в поликультурной среде. Имеет более 70 публикаций

Ученики научной школы

  1. Данилевич Ю.И.
  2. Дергачева Е.В.
  3. Мацкевич И.К.
  4. Назырова Л.С.
  5. Тюлюпергенева Р.Ж.
  6. Шутько О.И. – психолог-консультант г.Новосибирск

Состав научной школы в 2019г

  1. Ауренова Мадина Даулеткановна доцент, кандидат психологических наук
  2. Данилевич Юлия Иосифовна доцент, кандидат психологических наук
  3. Ержанова Назым Ермуратовна преподаватель , магистр педагогических наук
  4. Тюлюпергенева Раушан Жомартовна доцент, кандидат психологических наук
  5. Аканова Жанель Маратбековна ст.преподаватель, магистр психологии
  6. Тенкебаева Арай Зайнолдиновна ст. преподаватель

В настоящее время исследования в научной школе осуществляются в нескольких направлениях

  1. Культурно-ценностная парадигма формирования управленческой команды в условиях экономических преобразований
  2. Дискурс-анализ специфики взаимодействия в полиментальной среде
  3. Социально-психологические предикторы формирования непротиворечивой исторической памяти у студентов
  4. Психологические аспекты формирования Культуры доверия как условие развития гражданского общества
  5. Поиск новых инструментов и кросс-культурных методов социально-психологического мониторинга взаимодействия и адаптации студентов в поликультурном пространстве

Контактная информация

Электронная почта: ladzina_natalya@mail.ru.

Тел.: 540 477

Адрес:г. Усть-Каменогорск, ул. 30-ой Гвардейской дивизии 34

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД»

Научная школа «Актуальные проблемы психологии развития социальных и образовательных сред» объединяет исследования в сферах мониторинга, проектирования, сопровождения социальных и образовательных сред. Круг вопросов для изучения достаточно широк:

  1. нейропсихологические исследования личности,
  2. когнитивные исследования личности, патопсихологические исследования личности в контексте социальных и образовательных сред;
  3. исследования изменения социальных и образовательных сред в различных ситуациях и контекстах.

Ключевыми объединяющими факторами научной школы являются методологические и теоретические парадигмальные координаты: системная взаимосвязь психофизиологического, личностного и социального в изучении и развитии человека в лучших традициях классической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, С.М. Джакупов).

Проблемная ориентированность научной школы обеспечивает:

  1. решение проблем построения инклюзивных образовательных сред (Международные проекты),
  2. решение проблем модернизации общественного сознания (Региональные проекты),
  3. решение проблем обеспечения наилучших интересов детей (проекты сотрудничества с Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ)
  4. решение проблем функционирования семейных систем и подсистем

РУКОВОДИТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Ученое звание: доцент ВАК (ККСОН)

Ученая степень: кандидат психологических наук

Образование: УКПИ – ВКГУ (История), ВКГУ (Психология), диссертация по специальностям 19.00.01 (Психология личности) и 19.00.05 (Социальная психология) защищена в 1999 году в Москве, в Институте Молодежи, постдокторантура в 2011-2012 году в Университете Лакуилы (Италия) на кафедре клинической психологии и психиатрии. Повышение квалификации по клинической психологии в Московском институте клинической психологии и психотерапии (Клиническая психологи и Системная семейная психотерапия), стажировка в МГУ им. Ломоносова, на кафедре социальной психологии (рук. Г.М.Андреева), на кафедре Государственного Университета Управления (Москва) (рук. В.Г. Крысько), на кафедре психологии (Дюссельдорф), в Детском Фонде ООН ЮНИСЕФ.

Преподавательская деятельность в университете с 1994 года, опыт заведования кафедрой, руководства дипломными, магистерскими исследованиями, диссертациями на соискание научной степени кандидата психологических наук (Хабалашвили Т.А., Грищенко Е.Г.). Дисциплины: психологическое консультирование, теории личности, психология семьи, сексология, судебная сексология, общая психология, социальная психология, управление развитием и экспертиза, системные основания управления качеством, теоретико-методологические основы психологии).

Профессиональная прикладная деятельность в сфере индивидуального консультирования, консультирования семьи и организаций с 1995 года. Экспертная судебная деятельность с 2001 года. Экспертная деятельность в сфере защиты прав детей с 2012 года (Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ, PRI)

Более 100 публикаций, в их числе монографии, учебные пособия, учебно-методические пособия.

Членство в ассоциациях, почетные звания, награды:

  1. Национальный эксперт Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ
  2. Почетная грамота МОН РК, 1997
  3. Звание «Лучший преподаватель ВУЗа», 2007

Владение иностранными языками: английский, итальянский

Состав научной школы в 2019г

  1. 1 Турарова Гульназ Укметбековна ст.преподаватель, магистр педагогики и психологии
  2. Оспанова Динара Болатхановна ст.преподаватель, магистр психологии
  3. Канапиянова Кымбат Дауытбековна ст.преподаватель, магистр психологии
  4. Сыздыкова Гульнара Толеубековна cт. преподаватель, магистр педагогических наук
  5. Стельмах Светлана Александровна профессор, кандидат психологических наук
  6. Барабанова Елена Ивановна доцент, кандидат психологических наук
  7. Северинова Елена Александровна доцент, кандидат педагогических наук
  8. Дергачева Евгения Владимирован доцент, кандидат психологических наук
  9. Смаилова Жанар Утегеновна ст. преподаватель, магистр психологии
  10. Касымбекова Гаухар Коккозьевна ст. преподаватель, магистр педагогики и психологии

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Телефон:+77772206586
Электронная почта: imatskevich@mail.ru Адрес: Административный (5) корпус ВКГУ, НОЦ «Зияткер»

«НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ»

Научная школа «Население Республики Казахстан в контексте модернизации» образовалась в 2016 г. Объективная целесообразность ее образования обусловлена динамическими изменениями исторического, социокультурного пространства, требующими глубокого научного обоснования.

РУКОВОДИТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ — АЛЕКСЕЕНКО АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Ученое звание: доцент ВАК

Ученая степень: доктор исторических наук

14 апреля 1956 года рождения

В 1978 г. окончил Усть-Каменогорский педагогический институт

1988 г. – кандидат исторических наук

1997 г. – доктор исторических наук

В ВКГУ им. С.Аманжолова работает с 2016 г. Является высококвалифицированным специалистом. Читает основные дисциплины демографического направления: «Основы демографии»; «Историческая демография»; «Методы демографического исследования» и др. Имеет более 150 публикаций.

Подготовил 4 кандидата исторических наук:

  1. Уалиева С.К., к.и.н., доцент ВКГТУ им. Д.Серикбаева
  2. Краснобаева Н.Л., к.и.н., проректор ВКГТУ им. Д.Серикбаева
  3. Калиева К.С., к.и.н., доцент ВКГТУ им. Д.Серикбаева
  4. Игнатьева Л.Н., к.и.н., УЗСН, Нижний Новгород (РФ)

Ученики научной школы:

  1. Аубакирова Ж.С., к.и.н., доцент ВКГУ им.С.Аманжолова
  2. Столярова Э.О., к.соц.наук, доцент ВКГУ им.С.Аманжолова
  3. Тарина Г., докторант 2 года обучения специальность 6D020300 «История» ВКГУ им.С.Аманжолова
  4. Смагулова К.Е, докторант 2 года обучения специальность 6D020300 «История» ВКГУ им.С.Аманжолова
  5. Омырзак Т., магистрант 1 года обучения специальность 6М0203000 «История», докторант 2 года обучения История ВКГУ им.С.Аманжолова
  6. Капашева Е.Б., магистрант 1 года обучения специальность 6М0203000 «История», докторант 2 года обучения, «История» ВКГУ им.С.Аманжолова.

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

  • Эволюции социокультурного пространства Казахстана в суверенный период.
  • Этнодемографические эволюции и тенденции становления суверенной демографической системы в Республике Казахстан.
  • Этническая репатриация в Казахстане.
  • Воспроизводство населения Казахстана в исторической ретроспективе (середина ХIХ – начало ХХI вв.).
  • Демографическая безопасность Республики Казахстан.
  • Демографическое развитие казахов Казахстана (конец ХIХ – начало ХХI вв.)
  • Особенности и тенденции миграционных процессов в начале ХХI в.
  • Возрастно-половая структура населения районов ВКО: прогноз и рекомендации (определение числа учащихся средней школы в разрезе районов).

 Список публикаций профессора, д.и.н Алексеенко А.Н.

Контактная информация: телефон: 8 705 3238 00 52, электронная почта: alalexeenko56@gmail.com

«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – ВУЗ»

Научная школа профессора Завалко Н.А. объединяет более 100 ученых (из них 1 доктор наук, 33 кандидата наук и более 60 магистров), которых объединяют проблемы индивидуализации обучения на разных ступенях образования. Становление научной школы «Индивидуализация образовательного процесса в многоступенчатой системе «детский сад – школа – вуз» началось с начала 1990-х годов.

Новым этапом в развитии научной школы стала защита докторской диссертации «Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский садшколавуз» Надежды Александровны в 2000 году при Барнаульского государственном педагогическом университете (РФ).

В работе на концептуальном уровне раскрыты теоретические основы индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад – школа – вуз»; обоснованы этапы разработки проблемы в теории и практике школы, представлено их содержание и значимость; доказан системообразующий характер преемственности ступеней обучения в развитии индивидуальной образовательной стратегии личности; сконструирована с позиций системного подхода экспериментальная модель индивидуализации процесса обучения в условиях многоступенчатого образования с учетом региональных связей университета и современных тенденций социально-экономического развития общества;  сформулировано содержание понятия, не имевшего ранее места в научной педагогической литературе, «индивидуальная образовательная стратегия личности»; разработана методика преемственной диагностики индивидуального образовательного потенциала личности в системе многоступенчатого образования.

В настоящее время в деятельности научно-педагогической школы выделяется  несколько основных направлений.

Первое направление: индивидуализация дошкольной и младшей ступени, в рамках которого сконструирована система формирования оценочных умений у первоклассников в учебной деятельности; разработана методика формирования оценочных умений и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию оценочных умений первоклассников (Радченко Н.Н.); разработана методика индивидуализированных занятий дошкольников с общим недоразвитием речи (Северинова Е.А.); сконструирована модель готовности дошкольников к обучению в условиях инновационного детского сада (Никитин В.Я.); разработана модель формирование готовности будущих учителей к развитию активной личностной позиции младших школьников (Нуртазина Е.М.).

Второе направление: индивидуализация средней и старшей ступени общего среднего образования. В рамках данного направления проведены исследования индивидуализации обучения в условиях сельской школы (Ахаева Н.В.); предложена методика развития  эстетической культуры учащихся на основе принципа индивидуализации (Свахина В.В.), система и методика развития коммуникативных компетенций учащихся на основе использования дебатных технологий (Касентаева К.У.); исследовано ценностное отношение учащихся к будущей профессиональной деятельности (Кикина М.И.), проблемы развития теоретического мышления школьников (Попова О.В), а также педагогические аспекты развития творческого потенциала учителей в условиях инновационных школ (Пирожкова О.Б.). Формированию гуманистической направленности старшеклассников посвящено исследование Дюсуповой А.К., практическую направленность имеет исследование Изделеуовой А.Б., в котором автором разработана система домашних учебных занятий по истории Казахстана для старшеклассников.

Третье направление индивидуализация в условиях среднего профессионального образования и высшей школы связано с исследованием технологии формирования индивидуального образовательного маршрута в условиях кредитной системы обучения (Сагымбаева Г.); формированием коммуникативной культуры студентов (Кажийн А.); исследованием проблемы оптимизации управления воспитательной  системой колледжа (Ровнякова И.В.); с разработкой системы индивидуализированных заданий на основе принципов индивидуализации и дифференциации для высшей школы (Мелкозерова Л.Я.).

В рамках названного направления исследованы вопросы организации непрерывного профессионального образования (Шефер Н.М.); маркетинговой деятельности студентов университета (Гейцман Л.Э.); организации управления негосударственным вузом (Ким Л.Н.); проблемы формирования исследовательских умений студентов-химиков (Афанасенкова И.В.) и адаптации оралманов к обучению в вузах Казахстана (Нургалиева С.А.). 

Начиная с 2000 годов, обозначился новый этап педагогического исследования это непосредственно связано с внедрением в систему образования информационных и телекоммуникационных технологий. В этой связи появляется целый пласт исследований, посвященных данной проблеме:  развитие оценочных компетенций будущих учителей в условиях информатизации образования (Ахмадиева Ж.К.); организация дистанционной подготовки будущих педагогов в условиях вуза (Сахариева С.Г.); моделирование электронных курсов для вузов (Феоктистова Е.А.); мониторинг качества университетского образования в условиях информатизации (Чжан Е.Е.); управление региональной системой образования в условиях информатизации (Абдуллина Н.А.); формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (Звягинцева И.В.); методические основы профессиональной подготовки студентов химических специальностей в условиях применения информационных технологий обучения (Попова М.В.).

Четвертое направление: индивидуализация переподготовки и повышения квалификации педагогов и работников образования. В рамках данного направления исследованы проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов (Байхонова С.З.); определена структура медиакомпетентности учителя и этапы ее формирования;  сконструирована модель развития медиакомпетентности учителей в условиях Ресурсного центра (Искаков Б.А.); разработана система развития профессиональной компетентности классных руководителей в условиях новой воспитательной парадигмы (Ташкенбаева С.Ж.); на основе комплексно-интегративного подхода исследованы возможности повышения квалификации
управленческих кадров системы образования (Ахметбекова С.К.).

Генезис и тенденции развития системы образования в Казахстане конца ХХІ — середина ХХ вв. исследованы в докторской диссертации Игибаевой А.К., ученым  выявлены организационно-педагогические и социально-культурные условия формирования образовательного потенциала в Республике Казахстан; изучены и установлены организационно-педагогические особенности становления и развития профессионального образования в Казахстане; введен в научный — оборот новых архивных и статистических источников, которые значительно обогатили теоретическую базу по исследуемой проблеме, а также определены позитивные и негативные тенденции, достижения  и новации, имевшие место в Казахстане в к. XIX-сер. XX в.в. 

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: АБАЕВЕДЕНИЕ И АУЭЗОВОВЕДЕНИЕ»

Научная школа «Актуальные проблемы казахской литературы: Абаеведение и Ауэзововедение» образовалась в 2002 году. Основной задачей школы является содействие развитию науки и образования в Казахстане с учетом приоритетов интеллектуального потенциала страны. Это обусловлено также и подготовкой научно-педагогических кадров для образовательных, учебных заведений области и ВКГУ им. С. Аманжолова. Научная школа проводит республиканские, международные научно-практические конференции, семинары, литературные и научные мероприятия.

РУКОВОДИТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

КАРТАЕВА АЙЖАН МАРАТБЕКОВНА

Ученое звание: ассоциированный профессор

Ученая степень: доктор филологических наук

Руководитель научной школы – доктор филологических наук, ассоциированный профессор, родилась 23 февраля 1975 года.

В 1996 году окончила Восточно-Казахстанский государственный университет.

В 1998 году окончила магистратуру Восточно-Казахстанского государственного университета.

В ВКГУ имени С. Аманжолова работает с 1998 года.

С 2002 года кандидат филологических наук.

С 2011 года доктор филологических наук.

С 2018 года ассоциированный профессор ККСОН по специальности «Литературоведение».

С 2017 года по настоящее время – заведующая кафедрой казахской, русской филологии и журналистики в ВКГУ им. С. Аманжолова.

Является высококвалифицированным специалистом. Преподаваемые дисциплины на специальностях филология и журналистика: Абаеведение, Современная казахская литература, История казахской литературной критики, Основы теории периоды эпохи истории литературы, Актуальные проблемы литературоведения, Литературное краеведение и др. основным дисциплинам.

Область научного исследования – казахская литература, абаеведение, ауэзововедение литературоведение.

Автор свыше 250 научных и учебно-методических трудов. За последние 5 лет 80 из них были опубликованы.

В 2006-2008 гг. присуждена государственная научная стипендия МОН РК в поддержку талантливых молодых ученых за вклад в развитие науки, высокие достижения в научно-исследовательской деятельности, а также за активное участие в проведении исследований по решению научных проблем.

За заслуги в развитии образования и науки была награждена:

  • «Лучший преподаватель ВКГУ С. Аманжолова 2011», Усть-Каменогорск, 2011;
  • «Лучший преподаватель вуза 2012» МОН РК, Астана, 2012;
  • Европейская золотая медаль за фундаментальные исследования в области казахского языка и литературы. DIPLOM DI MERITO, Москва, 2013;
  • Нагрудной знак ВКГУ «Гордость университета» за значительный и весомый вклад в страницы летописи университета (2012 г.);
  • Нагрудной знак «Почетный доктор университета» за значительный вклад в развитие нашего университета (2013).

УЧЕНИКИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

  1. Курманова Ж.С. – кандидат филологических наук, заведующая кафедрой «Методика преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин и инновационных технологий»Филиала АО «НЦПК «Орлеу» ВКО.
  2. Байзолдина Ж. – магистр филологии, преподаватель КАСУ.
  3. Асылханова К. – магистр филологии, ведущий специалист РГП «ГосГорСтройКадастр», г. Астана
  4. Курмангалиева Г. – магистр филологии, специалист Управления развития языков ВКО лингвистического центра.
  5. Зияданова Г. – магистр филологии, учитель СШ №32.
  6. Актасова Р.О.– магистр филологии, преподаватель КАСУ.
  7. Тургумбаева Н. — магистр филологии, преподаватель КАСУ.
  8. Смайыл А. — магистр филологии, преподаватель КАСУ.
  9. Әділет Н. – магистр филологии, референт Назарбаев Интеллектуальной школы вг. Усть-Каменогорск.
  10. Луксанов М.К.– магистр филологии, офицер полиции ДВД ВКО.
  11. Мухаметказина А.Д. — магистр филологии, учитель казахского языка детского сада «Арман».
  12. Кайырбаева А.М. – магистр филологии, учитель СШ №27.
  13. Жолжаксынова А. – магистр филологии, учитель казахского лицея «Образование-Инновации».
  14. Сарсемгалиева Д.О. – магистр филологии, учитель Таврической СШ.
  15. Алдебаева Ж.З.– магистр филологии, учитель гимназии-школы-интерната для одаренных детей имени Жамбыла.
  16. Апышева К.А.– магистр филологии, старший преподаватель кафедры казахской, русской филологии и журналистики ВКГУ им. С. Аманжолова.
  17. Барбосынова К.Т.– магистр филологии, старший преподаватель кафедры казахской, русской филологии и журналистики ВКГУ им. С. Аманжолова.
  18. Молдашева Ш.Ж. — магистр филологии, специалист Института судебной экспертизы ВКО.
  19. Нуратаева И. — магистр филологии, преподаватель Назарбаев Интеллектуальной школы в г. Астане.

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

  1. Новые направления Абаеведения;
  2. История Ауэзововедения;
  3. Актуальные проблемы казахской литературы;
  4. Литературное краеведение

Членство в ассоциациях, почетные звания, награды:

Член учебно-методического объединения группы РУМС «Образование» МОН РК при КазНПУ им. Абая (10.11.2015).

Неоднократно была награждена благодарственными письмами от акима города, Управления развития языков ВКО, Управления культуры, архивов и документации ВКО, Управления образования ВКО, Централизованной библиотечной системы им.Оралхана Бокея, ректора Казахского государственного женского педагогического университета.

Владение иностранными языками:

Английский язык, уровень А2

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Телефон раб.: 280-200

Электронная почта: kartaeva2011@mail.ru

Адрес: г. Усть-Каменогорск, ул. К. Сатпаева, 4, кв. 13.

«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ФИЗИКА КОНДЕНСИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ»

Квеглис Людмила Иосифовна

д.ф.-м.н., профессор кафедры физики и технологий

kveglis@list.ru, сот.8-771-436-18-39

Основные достижения научной школы кафедры физики и технологий

«Материаловедение и физика конденсированного состояния»

Руководитель научной школы – доктор физ.-мат. наук, профессор — Квеглис Л. И.

Научная школа Квеглис Л. И. является филиалом научной школы «Материаловедения и прочность материалов», возглавляемой академиком Паниным В. Е., г. Томск. В ВКГУ им. С. Аманжолова школа действует с 2011 года. За это время под руководством Квеглис Л. И. были защищены следующие научные работы:

  1. Магистерские: Плохотников Д. А. (инженер АО «Ульба»), Сатпаева З. А. (докторант ВКГУ им. С. Аманжолова), Павлов А. В. (аспирант СФУ), и ряд других;
  2. Кандидатские диссертации: Тажибаева Г. Б., Калитова А. А., Казанцева В. В., Джес А. В., а также получены дипломы аспирантами СФУ выпускниками магистратуры ВКГУ им. С. Аманжолова – Романовой А. М., Захаровой Е. В.
  3. Защищена докторская диссертация в СФУ Носковым Ф. М., а также подготовлены к защите докторской диссертации: профессор Абылкалыкова Р. Б., а также кандидатская диссертация преподавателя ВКГУ им. С. Аманжолова – Тусупжанова А. Е.

Студенты специальности «Ядерная физика» неоднократно побеждали в Республиканских и Международных конкурсах: Герт С. С., Бердюгин А. А., Разумов Н. И., Оспанова Ж. Н., Макашина К. А., и др.

На внутривузовских конкурсах и конференциях имели дипломы победителей: Дроздова А. Н., Лямкин С. Л. (на сегодня аспиранты ТГУ), Маулет М., Сапрыкин Д., Адилбекова А., Укаша А., Тружников В. Ю.

Ежегодно работы группы докладываются на международных научных конференциях ближнего и дальнего зарубежья.

«НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ»

Научная школа М.К. Скакова «Новые материалы и нанотехнологии» образовалась в 2019 году. В состав коллектива вошёл ряд молодых ученых, защитившие диссертации под руководством профессора М.К. Скакова. Научная школа ориентирована на развитие научно-технических связей, направленных на создание новых материалов и технологий, а также на привлечение молодых ученых к научным исследованиям в области новых материалов и технологий.

Направления научной школы:

  1. Материалы и технологии для возобновляемой энергетики (Жилкашинова А.М.);
  2. Влияние высокоэнергетического воздействия на структуру и свойства металлов и сплавов (Туякбаев Б.Т.);
  3. Интенсивная пластическая деформация (Рахадилов Б.К.);
  4. Влияние структурно-фазовых состояний на сверхпластические и прочностные свойства сплавов (Ерболатулы Д.)
  5. Формирование структуры и свойств интерметаллидных покрытий на основе Ti-Al (Сагдолдина Ж.Б.).

В 1975 году Скаков М.К. окончил Томский политехнический институт по специальности «Физика» с квалификацией «Инженер-физик». Подготовил более 20 кандидатов физико-математических наук. За последние годы под его руководством подготовлены девять докторов философии (PhD). В 2016 г — награжден Почетной грамотой Президента Республики Казахстан, в 2002г — нагрудным знаком МОН РК «За заслуги в развитии науки Казахстана», в 2007г — нагрудным знаком МОН РК «Почетный работник образования РК», в 2015 г. — нагрудным знаком МЭ РК «Заслуженный работник атомной отрасли Республики Казахстан 1 степени» (золотой знак), в 2018 г – нагрудным знаком МЭ РК «Атом саласының үздігі» (золотой знак). Обладатель государственного гранта «Лучший преподаватель вуза – 2010 г.». Стипендиант государственной научной стипендии для ученых, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники РК 2011-2013гг. Автор более 200 научных статей в рейтинговых изданиях, 7 монографий и более 50 авторских свидетельств на изобретение и полезные модели.

«ПЛАЗМЕННЫЕ И ПУЧКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

В последние годы плазменные и пучковые технологии нашли широкое применение во всех индустриально развитых странах. В виду уникальности возможностей им нет альтернативы в промышленности в качестве средства для модифицирования физических свойств материалов и изделий. Плазменные и пучковые технологии модифицирования представляют собой новые технологии формирования поверхностного слоя и защитного покрытия, способствующих повышению механических, трибологических, коррозионных свойств изделий из металла основы за счет создания слоя сильно неравномерной структуры, а также в результате поверхностного легирования. Эти технологии основаны на применении методов интенсивного воздействия ионов, электронов, атомов, плазмы, лазерного и гамма-излучения на поверхность твердого тела. Радиационные эффекты при воздействии рассмотренных видов излучений и ускоренных частиц связаны с процессами диссипации энергии в результате их взаимодействия с атомами и электронами твердого тела. При увеличении плотности потока энергии ускоренных частиц или излучений меняется характер воздействия на твердое тело, которое утрачивает число радиационный механизм и приобретает преимущественно термическую природу. Очевидно, что назрела необходимость в целенаправленной подготовке молодых ученых и специалистов, способных разрабатывать фундаментальные и прикладные аспекты этой проблемы, а также внедрять достижения исследователей в промышленность.

Основная концепция научной школы «Плазменные и пучковые технологии» – гармоничное сочетание фундаментальной науки в области физики плазмы и радиационного материаловедения с прикладной наукой, включающей разработку ресурсосберегающих плазменных и пучковых технологий и создания новой техники и материалов.

Направления научной школы:

– Исследование воздействия плазменных потоков и ионных пучков на обращенные к плазме материалы термоядерного реактора

– Исследования и разработка ресурсосберегающих плазменных технологий получения защитных покрытий

– Модифицирование материалов с использованием плазменных и пучковых технологий с целью повышения их трибологических свойств.

Руководителем научной школы «Плазменные и пучковые технологии» является –  Рахадилов Бауыржан Корабаевич, заведующий Национальной научной лаборатории коллективного пользования и старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Инженерия поверхности и трибология» Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова, доктор PhD по специальности «Техническая фихика». В 2014 году защитил докторскую (PhD) диссертацию на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по специальности «Техническая физика» по  теме «Электролитно-плазменное азотирование поверхностных слоев быстрорежущих сталей» в диссертационном совете Казахского национального университета имени аль–Фараби. Имеет 2 монографии, 3 учебных пособии и более 150 научных публикаций, в том числе 25 статей в зарубежных изданиях, входящих в базу данных Thomson Reuters и Scopus, 15 авторских свидетельств, а также более 10 дипломов, грамот и сертификатов по итогам научных конференций и конкурсов проектов. В 2011 году Рахадилов Б.К. получил диплом 1 степени Министра образования и науки РК по итогам Республиканского конкурса за лучшую научно-исследовательскую работу. В 2013 г. и 2018 г. стал обладателем Государственной научной стипендии для талантливых молодых ученых, внесших выдающийся вклад в развитие науки и техники. В 2017 году стал обладателем премии акима г. Усть-Каменогорск «За вклад в реализацию государственной молодежной политики» по номинации «Молодой ученый года», в этом же году получил третье место по номинации «Лучший молодой ученый» в Республиканском конкурсе инновационных проектов молодежи NURINTECH. Также в 2017 году стал победителем конкурса ВКГУ им. С.Аманжолова «Лучший молодой ученый — 2017». В 2018 году выиграл грант Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы на научные исследования на тему «Создание многофункциональной портативной установки для обработки металлических материалов на основе инновационной электролитно-плазменной технологии». Являюсь обладателем Гранта «Лучший преподаватель вуза – 2018». С 2019 года являюсь председателем представительство по ВКО Республиканского общественного объединения «Физико-техническое общество Казахстана».

Перечень грантов международного или казахстанского уровня, выполненных под руководством или с участием Рахадилова Б.К.:

  •  «Разработка и внедрение инновационной технологии электролитно-плазменного упрочнения материала бурового инструмента» (инновационный грант АО “Фонд Науки” 2010-2012 гг). (отв.исп);
  •  «Разработка научных основ формирования модифицированных поверхностных слоев инструментальных сталей при высокоэнергетическом воздействии» ГФ 2012-2014гг. (отв.исп);
  •  «Разработка и производство нового поколения дентальных имплантатов из наноструктурного титана» (инновационный проект, реализуемый в рамках конкурса «ИННОВАЦИЯ-2012» ВКГТУ им. Д.Серикбаева) (рук.);
  •  «Разработка технологии получения упрочненного режущего инструмента» ГФ 2013-2015 гг. (отв.исп);
  •  «Получение субмикрокристаллических алюминиевых сплавов с высокими физико-механическими свойствами методом интенсивной пластической деформации» ГФ 2015-2017 гг. (отв.исп);
  •  «Модификация поверхности быстрорежущих сталей электронно-лучевой обработкой» ГФ на 2015-2017гг. (отв.исп);
  •  «Разработка ресурсосберегающей технологии поверхностного упрочнения стальных деталей железнодорожного транспорта» ГФ на 2015-2017 гг. (рук.);
  •  «Экспериментальное моделирование взаимодействия плазмы с кандидатными материалами термоядерного реактора» ГФ на 2015-2017 гг. (отв.исп);
  •  «Исследования и разработка инновационных технологий получения износостойких материалов для изделий машиностроения» ПЦФ на 2018-2020 гг. (рук.);
  •  «Повышение трибологических свойств полимерных материалов электронно-лучевой обработкой» ГФ на 2018-2020 гг. (рук.);
  •  «Разработка технологии электролитно-плазменной поверхностной закалки для повышения долговечности тяжело-нагруженных зубчатых колес» ГФ на 2018-2020 гг. (отв.исп);
  •  «Создание многофункциональной портативной установки для обработки металлических материалов на основе инновационной электролитно-плазменной технологии» грант ФПП РК на 2019 г.

Научные связи:

Ведется активное сотрудничество с Казахстанскими и зарубежными университетами и исследовательскими институтами: РОО «Физико-техническое общество Казахстана», СГУ им. Шакарима г. Семей, ВКГТУ им. Д.Серикбаева, ЕНУ им. Гумилева, КазНТУ им. К.Сатпаева, ВКГТУ им. Д.Серикбаева, Национальный ядерный центр РК (г. Курчатов), Институт ядерный физики (г. Алматы), Парк ядерных технологии (г. Курчатов), АО «Ульбинский металлургический завод», ЧУ «Институт полимерных материалов и технологий», Вроцлавский политехнический университет (г. Вроцлав, Польша), Национа́льный иссле́довательский я́дерный университет «МИФИ́» (г. Москва, РФ), ТПУ (г. Томск, РФ), Институтом проблем сверхпластичности (г. Уфа), Институт физико-технических проблем и материаловедения НАН Кыргызской Республики, (г. Бишкек, Кыргызстан).