Кафедра психологии и коррекционной педагогики

История кафедры складывается из богатой истории кафедры психологии в Усть-Каменогорском педагогическом институте, которая в 1993 году была разделена на две кафедры в связи с открытием в 1991 году специальности «Психология».  Кафедру общей психологии возглавил профессор, к.м.н. Соклаков Анатолий Федорович. Кафедру прикладной психологии возглавила Ладзина Наталья Алексеевна. В 2015 году кафедры были объединены.

В разное время кафедру возглавляли Бекбаева Малика Фархатовна, Кукина Юлия Евгеньевна, Турарова Гульназ Укметбековна, Тюлюпергенева Раушан Жомартовна, Стельмах Светлана Александровна, Мацкевич Ирина Константиновна, Коккозева Кульчария Шамильевна, Ковалев Сергей Эдуардович, Ерментаева Ардах Ризабековна, Аубакирова Жанат Канашовна.

Для кафедры важны люди, внесшие огромный вклад в развитие: Рескина Сталина Ефимовна, Акашев Амангельды Байназарович, Карамуратова Раиса Бешибаевна. Развитие кафедры связано с развитием специальностей и образовательных программ. Более 3 000 психологов было подготовлено с 1991 года для сферы образования, здравоохранения, правосудия и правоохранительных органов, предприятий и организаций региона и Казахстана. Многие выпускники работают в дальнем и ближнем зарубежье. 

В 2004 году на базе кафедры открывается специальность «Дефектология». Обучение ведется сразу по 4 образовательным траекториям: олигофренопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика.

Потребность региона в психологах для сферы здравоохранения, МЧС привела к необходимости открытия ОП Клиническая психология в 2019 году.

В 2023 году, в рамках проекта по модернизации педагогического образования были открыты новые ОП: Эргопедагогика и Педагогика ранней поддержки. Такие программы стали ответом на потребности региона в специалистах, развивающих модели раннего вмешательства и сопровождения детей с особыми потребностями, модели эрготерапевтического сопровождения в направлении Международного классификатора функционирования детей и взрослых.

Развитие кафдры – это и развитие научных исследований. Теоретическое и прикладное осмысление и разработка проблем этнопсихологии, семейной психологии, психологии развития, юридической психологии, политических и социальных исследований, специальные педагогические исследования разрабатываются на кафедре.

Особенность кафедры отражается в прикладном направлении работы. Большинство преподавателей являются практикующими специалистами в сфере организационной психологии, психологического консультирования и психотерапии, специальной коррекционной педагогики, логопедии, психологии образования. Обеспечение работы научно-практических центров «Зияткер» и «Dana Bala» связано с деятельностью эксклюзивных специалистов кафедры.

Первые Республиканские олимпиады, первые фестивали психологии, недели «CliDePsy» в период независимого Казахстана были проведены и организованы кафедрой.

Бекбаева Малика Фархатовна

Заведующий кафедры психологии и коррекционной педагогики

Кафедра психологии и коррекционной педагогики имеет плодотворное сотрудничество с рядом ведущих организаций и учебных заведений как внутри страны, так и за рубежом. Среди наших партнеров - детский фонд ООН ЮНИСЕФ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности, Уполномоченный по правам человека Республики Казахстан, Превентивный механизм Республики Казахстан, а также израильская исследовательская группа.

В своей деятельности мы также активно сотрудничаем с ведущими университетами дальнего зарубежья, такими как Дюссельдорфский институт повышения квалификации IhIWENT, Немецкий институт изменения управленческих кадров в Кельне, Университет Лакуила в Италии, Университет Порту в Португалии, а также Санкт-Петербургский институт имени Бехтерева.

Лидерами кафедры являются выдающиеся ученые, доктора психологических наук. Человеческий капитал кафедры представлен высококвалифицированными преподавателями и исследователями, в том числе кандидатами и докторами наук. Развитие специальностей и образовательных программ включает в себя образовательные программы (ОП) в сфере прикладной психологии, такие как психологическая служба, организационная психология, медицинская психология с уклоном в психическое здоровье, а также специализацию в юридической психологии, включая экспертизу и юридические исследования для суда. Большое внимание уделяется развитию методик и программ в сфере сопровождения, коррекции и детской терапии, работающим с центром - Дана бала. Кафедра активно поддерживает научные школы, развивает специфику преподавания, участвует в организации олимпиад, фестивалей, недель и других образовательных мероприятий (Кукина Ю.Е, Токтарбекова К.Т., Канапиянова К.Д).

Также заметным достижением кафедры является развитие логопедической практики (Стельмах С.У, Байчинов Р.Т), а также сотрудничество с сурдокабинетами и классами (Камзина А.). Применение психофизиологических исследований (Барабанова Е.И., Мацкевич И.К., Смаилова Ж.У) и практика с использованием различных методов, таких как БОС, ЭЭГ, Полиграф, также являются одними из ключевых достижений. Кафедра также активно занимается консультационной лабораторией с 2001 года. Важным направлением работы кафедры стало тесные связи в области военной и силовой психологии (Аканова Ж.М., Тюлюпергенева Р.Ж), а также направление экспертных исследований, включая детский контент, правовую защищенность и разработку казахстанских докладов о детях.

Образовательной деятельности кафедры психологии и коррекционной педагогики проводятся в соответствии с планом воспитательной работы на предстоящий учебный год.

Кураторы ежегодно составляют план культурных мероприятий. События записываются в журнал куратора. Сотрудники кафедры уделяют особое внимание студенческому самоуправлению, общественной жизни студентов в свободное от учебы время, а также здоровому образу жизни студентов. Кураторские часы проводятся на тему здорового образа жизни, в которых активное участие принимают сами студенты. Ведутся беседы о профилактике религиозного экстремизма с примерами того, к чему он ведет.

Проводятся также беседы с преподавателями и студентами о борьбе с коррупцией и различными правонарушениями. Преподаватели и студенты регулярно принимают участие в общественных мероприятиях и конкурсах на факультетском, университетском, городском, областном и республиканском уровнях, где занимают призовые места.

09.10.2024 С целью профориентации студентов усть-каменогорского высшего медицинского колледжа посетили преподаватели кафедры «Психология и коррекционная педагогика» Кукина Ю. Е., Токтарбекова К. Т., Байтемирова К. Б. и ответственный секретарь приемной комиссии Байжуманова Л. Т. Лейла Толеубаевна рассказала о плюсах, достижениях, приемной комиссии ВКУ им. С. Аманжолова. Юлия Евгеньевна, Куралай Тохтарбековна, Қарақат Берикхановна подробно рассказали о специальностях нашей кафедры (Специальная педагогика, психология, клиническая психология), в том числе с новыми образовательными программами (эргопедагогика, педагогика ранней поддержки). Были озвучены преимущества этих профессий, в каких учреждениях они могут служить.

8.11.2024 В средней школе №24 в рамках профориентационной работы состоялась интерактивная сессия-тренинг для учащихся 11 классов. Организаторами мероприятия стали руководитель центра «Дана бала» Алима Алипова, ассоциированный профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Юлия Кукина, а также студенты ОП «Психология» Дмитрий Потешкин и Михаил Есипов.

29.11.2024 Конкурс  «Logo Party» для студентов 1-3 курсов ОП  «Специальная педагогика», «Эргопедагогика»,  «педагогика ранней поддержки» прошел в форме эстафеты, организованной студентами 4 курса и куратором образовательной программы «Дефектология» Сениор-лектором Канапияновой К. Д.

05.12.24 Мероприятие» PSYCHO TIME «было организовано студентами 4 курса и куратором образовательной программы» Психология «сениор-лектором Акановой Ж. М. для студентов 1-3 курсов ОП» Психология«,» Клиническая психология".

08.01.25 Преподаватели кафедры психологии и коррекционной педагогики Байтемирова К. Б. И Тохтарбекова К. Т провели трансформационный тренинг «Моя профессия – мое будущее». Мероприятие для школьников состояло из викторины, игр, а также разъяснения значимости правильного выбора будущей профессии. Спикеры использовали психологические методы, чтобы помочь разобраться в способностях участников тренинга. По словам школьников, подобные мероприятия положительно сказываются на понимании собственного «Я».

17 01.2025 В средней школе №20 имени Ахмета Байтурсынова прошла ярмарка специальностей «Волшебный мир профессий». Она проводилась с участием специалистов вузов и колледжей областного центра. Мероприятие посетила сениор-лектор Каракат Байтемирова, ответственная за профориентационную работу кафедры психологии и коррекционной педагогики. 

28.01.2025 Ассоциированный профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Кукина Ю.Е. и магистрант ОП «Дефектология» Мухамадиева А.Е. провели профориентационную работу среди учащихся 9 класса средней школы №23.

26.02.2025 Преподаватели кафедры психологии и коррекционной педагогики Кукина Ю.Е. и Канапиянова К.Д. обсудили вопросы профориентации старшеклассников с заместителем директора по воспитательной работе КГУ «Верх-Убинская общеобразовательная средняя школа» Берг Г.А. 

17.03.2025 Студенты четвертого курса ОП «Дефектология» в рамках производственно-педагогической практики в Центре поддержки детей с РАС «Асыл Мирас» приняли участие в работе методического объединения педагогов. Участники мероприятия изучили психолого-педагогическую рефлексию, самодиагностику и саморефлексию, а также сформировали индивидуальную программу обучения и воспитания детей с особыми потребностями.

02.05.2025 года в Восточно-Казахстанском музее искусств в рамках «Года рабочих профессий» было организовано мероприятие для школьников. Целью мероприятия было формирование профессиональной ориентации учащихся, развитие позитивного отношения к труду и оказание психологической поддержки будущему выбору профессии.

В мероприятии приняли участие ассоциированный профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова, кандидат психологических наук Кукина Юлия Евгеньевна и сениор-лектор Байтемирова Каракат Берикхановна. Была проведена психологическая игра «Моя профессия и деньги», направленная на выбор профессии. В ходе этой игры учащиеся определяли свои интересы и способности, делились мнениями по выбору будущей профессии.

С 2019 года кафедра работает по двум научным направлениям:

 -«Социально-психологические детерминанты взаимодействия,поведения и развития субъектов в поликультурном пространстве»,

 - «Актуальные проблемы психологии развития социальных и образовательных сред».

В эпоху глобализации одним из важных факторов образования нынешнего поколения является формирование ценности истории и исторического сознания. Подчеркивается важность модернизации общественного сознания, развития конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, популяризации культа знания и открытости сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца. Возрастает потребность внесения психологических знаний в массы и объяснения социально-психологических феноменов, которые проявляются в жизнедеятельности человека.

В контексте заявленных перемен и обновлений требуются профессионалы, компетентные специалисты, способные системно и целенаправленно осуществлять работу по формированию национального самосознания, наращиванию и модернизации научно-теоретического потенциала, систематического углубления и расширения изучения научных исследований, пополнения банка научных данных, продолжения проведения фундаментальных и прикладных исследований.

Темы НИР охватывает все направления деятельности кафедры и специализацию преподавателей в отдельных сферах.

В соответствии с планом НИР на кафедре разрабатываются следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:

  • методология психологических исследований;
  • моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;
  • развитие личности на всех этапах жизненного пути;
  • личность в экстремальных условиях;
  • личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации; • создание условий воспитания и развития личности;
  • о проблемах дуальной подготовки специалистов в современных образовательных условиях;
  • инклюзивное образование;
  • проблемы коррекции, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
  • профориентация на различных жизненных этапах; • разработка он-лайн психологических продуктов.

Цель исследований: интегральное исследование социально-психологических феноменов в период реализации Программы «Рухани Жаңғыру», проведение мониторинга.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- выявление состояния и тенденции изученности проблемы социально-психологических феноменов на современном этапе развития РК;

 - анализ этнопсихологических аспектов проявления социально-психологических феноменов в период реализации Программы «Рухани Жаңғыру»;

- эмпирическое исследование динамики социально-психологических феноменов в период реализации Программы «Рухани Жаңғыру» с целью определения противоречивых моментов развития;

 - выработка практических рекомендаций по гармонизации и оптимизации проявления социально-психологических феноменов в Казахстане в период реализации Программы «Рухани Жаңғыру».

Продолжена реализация новых учебных планов и программ для бакалавров, магистрантов; реализуются инновационные учебно-методические комплексы, активно развивается система поддержки научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых.

Теоретические результаты исследований постоянно проходят апробацию на практике в психологической работе с личностью и группами в социуме, становятся содержанием инновационной образовательной программы ВКУ в области психологии, используются в образовательном процессе и внедряются в практику системы образования. Анализ и обобщение, полученных данных и их использование в практической работе позволяет постоянно корректировать учебные планы и программы, т.е. осуществлять внедрение результатов теоретической и научно-практической деятельности специалистов кафедры в учебный процесс.

Политика выбора направлений научных проектов продиктована следующим:

- личной заинтересованностью и опытом каждого разработчика проекта, наличием необходимых компетенций,

- приоритетным направлением развития социально-гуманитарной науки,

- значимостью решения проблем для социальной сферы,

- социальными запросами образовательных учреждений, запросами общества,

- учетом специализации студентов и магистрантов, - современными трендами в науке и образовании, новизной и актуальностью рассматриваемых проблем,

 - наличием базы практики для проведении исследований. - ориентацией на имеющееся оборудование кафедры,

 - невозможностью решить проблему в приемлемые сроки без отсутствия материальной поддержки,

- новизной и прогрессивностью результатов,

- реальности решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.

 Участие в ученых и экспертных советах:

Проф., к.психол.н. Мацкевич И.К.:

- эксперт экспертного совета при специализированном суде по делам несовершеннолетних ВКО (разработка стандартов оценки семьи и семейной ситуации, экспертная оценка заключений специалистов;;

  • член экспертного совета Проекта МО РК Модернизация педагогического образования, совместно с Назарбаев университет и финским университетом HAMK
  • аккредитованный национальный эксперт детского фонда ООН ЮНИСЕФ
  • аккредитованный национальный эксперт ОБСЕ

Проф., к.психол.н. Стельмах С.А. – член экспертного совета Проекта МО РК Модернизация педагогического образования, совместно с Назарбаев университет и финским университетом HAMK

Ассоц. проф., к.психол.н. Кукина Ю.Е. - Член Арт терапевтической ассоциации РФ, Член Попечительского совета КГУ «Школа-интернат «Ак Ниет» для детей с ограниченными возможностями»

Ассоц. проф., к.психолл.н. Барабанова Е.И. - Член Евразийской ассоциации полиграфологов (г.Алматы)

 Выполнение проектов:

- Проект  «Система профилактики и реагирования на насилие в отношении детей в семьях в Республике Казахстан: Методология функционального анализа» по договору с Общественным фондом «Центр Исследования Правовой Политики» (LPRC) (2023 г.)

- Проект МОН РК и Международного банка реконструкции и развития (Финляндия, Университет прикладных наук)  «Усиление потенциала педагогического образования» по модернизации педагогического образования и подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан (2022 г.)

- Национальный доклад «Дети Казахстана» МОН РК (Комитет по защите прав детей) (2022 г.)

- Защита прав детей в миграционных процессах (Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ и ОФ Сана Сезим) (2022 г.)

 Рецензирование, экспертиза:

        Профессора и преподаватели кафедры психологии и коррекционной педагогики активно принимают участие в роли рецензентов и экспертов в различных научных проектах, научно-методической литературы и научных исследований.

Профессором Стельмах С.А. в рамках проекта Национальной палаты Предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» был разработан первый в республике Профессиональный стандарт: «Специалист-психолог в области здравоохранения» (2018 г.). Также в 2022 году Стельмах С.А. привлекалась в качестве эксперта для проведения экспертизы учебной литературы обновленного содержания для специальных школ Республиканским научно-практическим центром экспертизы содержания образования МНВО РК.

Профессор Мацкевич И.К. является участником проекта по  укреплению системы правосудия и защиты прав детей, который входит в программу Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в Казахстане.

В 2021 г. по заказу Министерства образования и науки РК, Комитета по охране прав детей РК Мацкевич И.К. и Барабанова Е.И. явились редактором и составителем Доклада о положении детей в Республике Казахстан за 2021 год.

         Профессора кафедры (Мацкевич И.К., Стельмах С.А.) в 2021-2023 гг. вошли в состав вузовской команды работающей в республиканском проекте по модернизации педагогического образования      

Проф. Стельмах С.А. в 2023 году вошла в состав республиканской рабочей группы по составлению «Дорожной карты по развитию инклюзивного образования в организациях высшего и послевузовского образования на 2023-2025 годы». 

 Участие в конференциях и выставках:

2021 г.

- Международная научно-практическая онлайн-конференция «Евразийская психологическая наука и практика: междисциплинарные тенденции», посвященная 30-летию со дня открытия специальности «Психология» в Восточно-Казахстанском университете им. С.Аманжолова (Усть-Каменогорск, апрель 2021 г.)

- Международная конференция IEEE по интеллектуальным информационным системам и технологиям (SIST) (Астана, апрель 2021 г.)

- 2й Международный научный форум «Экстремальная психология в экстремально мире» (РФ, Москва, октябрь 2021 г.)

- Международная научно-практическая конференция «Аманжоловские чтения». – Усть-Каменогорск, 2021.

- 1st International Symposium of Suicide (Турция, Ускудар, май 2021 г.)

- Международная научно-практическая конференция «Цифровое образовательное пространство для лиц с расстройствами аутистического спектра как средство социальной адаптации и социальной реабилитации их в обществе».(РФ, Армавир: РИО АГПУ, 2021).

- Международная научно-практическая конференция  «Тенденции и перспективы развития  науки и образования в условиях глобализации» (Переяслав, 2021)

- Международная научно-практическая конференция «Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании» РФ, Челябинск, 2021) и др.

 

 

 

2022 г.

- Научно-практический семинар «Организация образовательной среды для детей с снарушением опорно-двигательного аппарата» посвященного международному дню детского церебрального паралича «World Cerebral Palsy Day» (Усть-Каменогорск, 2022)

- Научно-методический семинар «Проблемы реализации инклюзивного образования в начальной школе» (Усть-Каменогорск, 2022)

- Областной методический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (Усть-Каменогорск, 2022)

- Международная научно-практическая конференция «Профессионализм и безопасность: состояние и перспективы востребованности достижений психологии» (РФ, Москва, 2022).

- 3й Международный Симпозиум «Цифровизация и одиночество» (Турция, Ускюдар, 2022)

  • XVII Международная научно- практическая конференция «Бъдещето въпроси от света на науката» (Болгария, София, 2022)
  • XLIV Международная научно-практическая конференция «Advances in Science and Technology» (РФ, Москва, 2022)
  • VI Международная научнопрактическая конференция «Global and regional aspects of sustainable development» ( Copenhagen, Denmark,2022)
  • Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития психологической готовности современной личности и общества», посвященной 60-летию профессора Менлибековой Г.Ж. (Астана, 2022)

- ХХII International Scientific and Practical Conference. (Prague, Czech Republic, 2022).

- he VI International Scientific and Practical Conference «Innovations technologies in science and practice» ( Haifa, Israel, 2022) и др.

2023 г.

- Материалы XII Международной̆ научно-практической̆ конференции
 «Наука и образование в современном мире: вызовы  ХХI века» (Астана,  2023).

- Международная научно-практическая конференция «Профессионализм и безопасность: состояние и перспективы востребованности достижений психологии» (РФ, Москва, 2023)

-  2nd International Scientific and Practical Conference «Science in the Environment of Rapid Changes» (Brussels, Belgium, 2023)

-  международная  научно-практическая конференция  «Наука и образование: история, современное состояние, перспективы развития психологии в современном мире» (Алматы, 2023)

- IХ Международная научно-теоретическая конференция студентов и магистрантов (Караганды, 2023)  и др.

 

 Участие в творческих конкурсах:

Преподавтели кафедры психологии и коррекционной педагогики ежегодно принимают участие в качестве членов и председателей жюри на областных этапах республиканских конкурсов «Лучший психолог года», «Лучший специалист ПМПК», «Лучший специалист РЦ, КППК», «Лучший педагог специальной организации образования».

 Выездные мероприятия:

Преподаватели кафедры психологии и коррекционной педагогики  периодически проводят оналайн и офлайн встречи  с выпускниками школ, в  ходе которых обсуждаются преимущества обучения в ВКУ, образовательное программы кафедры, условия поступления.

Преподаватели  кафедры принимают участие  в качестве жюри в работе предметных олимпиад для учащихся школ города и области. Проводятся  совместные мероприятия со школами города, семинары для педагогического коллектива закрепленных школ и учащихся выпускных классов; выездные профориентационные консультации по школам ВКО.

 Международное сотрудничество в рамках науки:

Преподаватели кафедры продолжают тесное сотрудничество с программами Эразмус, Эразмус+, с Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ, ОБСЕ в рамках проектной деятельности, экспертной работы.

Проф., к.психол.н. Стельмах С.А. активно сотрудничсает с Региональным центром исследований злоупотребления алкоголем и наркотиками (RADAR) (Университет Бен-Гуриона в Негеве, Израиль) (2022-2023г.). Кафедра сотрудничает с директором института детства, профессором кафедры коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «НГПУ» д.психол.н. Агавелян Р.О.

В ВКУ имени С. Аманжолова успешно реализуется программа привлечения зарубежных специалистов за счет бюджетных средств МНВО РК и за счет внебюджетных средств университета, в рамках которой, кафедру посетили иностранные профессора для чтения лекций и проведения консультаций магистрантам (Доктор психологических наук Березина Т.Н., профессор психологии кафедры научных основ экстремальной психологии Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета (РФ, 2018-19 уч.год); заведующий кафедрой Социологии Университета Ускюдар, доктор социологических наук, профессор Абульфаз Давуд оглы Сулейманов (Стамбул/Турция 2019-2020 уч.год).

 

 Внедрение в практику:

Документы, подтверждающие использование результатов дипломных и магистерских исследований в практике различных учреждений, организаций и производственных учреждений представлены в виде актов внедрения.

Свидетельства  государственной регистрации на объекты авторского права:

2021 г.

- Обучающий курс для подготовки профориентологов «Современные направления профориентационной работы в организациях образования: профдиагностика и сопровождение» №14777 от 1.02.2021 (Барабанова Е.И., Жакупов А.Т.)

2022 г.

- Сыбайлас жемқорлыққа қарсы дүниетаным қалыптастырудың педагогикалық-психологиялық негіздері №26478  от 25.05.2022 (Ахаева А.Ш., Тургунбаева Б.А.)

2023 г.

- Комплексная методика: Изучение интонационных структур голоса у казахоязычных детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантом. 31980 от 24.01.2023 ( Байчинов Р.Т.)

 Работа со студентами и магистрантами (НИРС и НИРМ):

Магистранты участвуют в хоздоговорных исследованиях совместно с ППС (Исследование психического здоровья подростков в конфликте с законом, проект ЮНИСЕФ, 2018 г., Разработка методологии исследования и опросников для скрининга (экспресс диагностики психического здоровья детей 7,9,10,11 классов) (экспресс диагностика психического здоровья детей 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет) 2021 г.)

           На кафедре действует студенческий научный кружок «Нейропсихология: теория и практика».

           Студенты и магистранты принимают активное участие в международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях, результатом которых являются выступления на секционных заседаниях и публикация научных статей.

Ежегодно проводтся  внутрикафедральная олимпиада для студентов всех курсов  специальности психология, клиническая психология и специальная педагогика.

Ежегодно студенты принимают участие в международных он-лайн олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов, республиканских онлайн и офлайн предметных олимпиадах. В 2023 году студенты ОП Дефектология заняли 3 место в  Республиканской предметной олимпиаде по образовательной программе "Специальная педагогика - Дефектология" (г. Петропавловск, СКУ им. М. Козыбаева).

 Использование результатов НИР в системе образования:

Результаты и выводы, полученные в ходе научно-исследовательской деятельности, проводимой на кафедре, используются в образовательной системе, применительно к улучшению методов обучения, программного содержания или других аспектов образовательной практики. Это помогает связать академическую науку с практическими потребностями образовательной среды и обеспечить более эффективный и качественный процесс обучения.

01.04.2024  На базе ВКУ им. С. Аманжолова прошёл областной научно-методический круглый стол на тему «Инклюзия и РАС (расстройство аутистического спектра): Реалии и возможности». Мероприятие приурочено к циклу мероприятий, посвященных 20-летию открытия специальности «Дефектология» в ВКУ им. С. Аманжолова. 

В заседании круглого стола приняли участие представители акимата ВКО, общественных организаций, ученые, педагоги, ППС и студенты, специалисты, работающие в системе инклюзивного образования, а также гости из других регионов Казахстана в режиме онлайн.

21.06.2024 Руководитель Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» Алима Алипова совместно с преподавателями кафедры психологии и коррекционной педагогики Юлией Кукиной и Кымбат Канапияновой посетили Кабинет психолого-педагогической коррекции г. Усть-Каменогорск.

Цель визита – ознакомление с недавно открывшемся кабинетом ранней поддержки в рамках проекта «Время возможностей». Отметим, это первая в стране Служба ранней поддержки, которая оборудована фондом «Дара».

В ходе встречи с руководителем КППК Мариной Бельковой стороны договорились о сотрудничестве и организации практики обучающихся образовательной программы 6В01903 «Педагогика ранней поддержки».

5.06.2024  В рамках проекта «Модернизация среднего образования» Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в Университете имени Сарсена Аманжолова были открыты два новых кабинета инклюзивного образования.

Каждая комната была оснащена передовыми технологиями и комплексными решениями системы Mikko, специализирующейся на создании инклюзивной образовательной среды. Среди инновационных компонентов — инклюзивный дизайн, специальные методические материалы и дидактические сборники «6 направлений развития». Кроме того, классы оснащены цифровыми учебными курсами практической направленности, компьютерным и технологическим оборудованием, а также специализированной мебелью, создающей благоприятные условия для обучения.

Классы оснащены четырьмя комплектами «Сенсорная реабилитация и стимуляция», аппаратно-программным комплексом для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, четырьмя комплексами «Школьная поддержка», оборудованием для сенсорной интеграции, двумя комплектами компьютерного оборудования, клавиатурой для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсомоторными нарушениями, комплектами супервизии. Подобрана мебель, адаптированная для индивидуальных и групповых занятий.

5.08.2024 В период 2024-2026 годов при поддержке грантового финансирования Министерства науки и высшего образования  кафедра реализует научный проект «Социально-психологическая поддержка формирования культуры DE&I казахстанских компаний в условиях социальной модернизации», направленный на продвижение культуры DE&I в казахстанском обществе.

Этот проект, выполняемый учеными кафедры психологии и коррекционной педагогики под руководством доктора психологических наук Н.А Ладзиной, направлен на изучение и внедрение принципов многообразия, равенства и инклюзии в корпоративную культуру, что способствует созданию устойчивой и справедливой рабочей среды. Актуальность проекта обусловлена необходимостью преодоления психологических барьеров, возникающих при внедрении инновационных изменений, особенно в контексте социальной модернизации. Проект направлен на создание ценностного отношения к принципам DE&I, учитывая социокультурные и этнопсихологические особенности Казахстана.

12.08.2024  Коллаборация физиков, информатиков и дефектологов в проекте «Центра компетенций по психолого-педагогической подготовке и методико-технологической поддержке детей с особыми образовательными потребностями» дает положительные результаты. Ученые вуза получили патент на интерактивный стол для дефектолога. Теперь планируется распространение отечественного продукта для практической деятельности специалистов.

Инновационный стол оснащен инструментами для помощи детям с задержкой речи: сенсорным моноблоком, интерактивной панелью, профессиональным логопедическим зеркалом, логопедическими карточками и методическим материалом на казахском языке.

19.11.2024 В Amanzholov University прошла международная научно-практическая конференция «Ценность разнообразия: в образовании и в обществе», посвящённая 20-летию со дня открытия специальности «Дефектология». Конференция включала очные и онлайн-сессии.

Модератором мероприятия выступила Светлана Стельмах –кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ им. С. Аманжолова.

20.11.2024 Представители Amanzholov University приняли участие в ІІІ Региональном форуме для молодых педагогов ВКО «Жас ұстаз: табысқа апарар жол», организованном филиалом ЦПМ НИШ г. Усть-Каменогорск совместно с УО ВКО.

Важной частью программы форума стала трансформационная игра «Видимо, Я», проведенная преподавателями кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ — Юлией Кукиной и Кымбат Канапияновой. Данная игра направлена на определение профессиональных установок.

20.11.2024 В ходе рабочей поездки в Усть-Каменогорск заместитель Премьер-министра РК Тамара Дуйсенова ознакомилась с деятельностью Центра непрерывного инклюзивного образования «Dana bala», который открыт в 2022 году на базе Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова.  Уникальный для региона объект направлен на практикооринтированность подготовки специалистов к работе студентов с детьми с ООП, которые посещают центр с родителями для получения образовательных услуг.

Тамаре Касымовне представили возможности лабораторий аппаратной психодиагностики и психокоррекции, сенсорной интеграции и коррекции, ЅТЕАМ и логопедического кабинета. Каждое из этих пространств направлено на эффективную коррекцию особенных детей.

3.12.2024 Профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Ирина Мацкевич выступила с докладом на глобальной конференции Сената РК и ЮНИСЕФ, посвященной 30-летию ратификации Казахстаном Конвенции ООН о правах ребенка.

В докладе о межведомственном подходе в сопровождении детей, пострадавших от насилия преподаватель ВКУ отметила последствия насилия, выделила проблемы вторичной виктимизации во время расследования преступлений, представила модель дружественной среды, определила стандарты проведения следственного интервью с ребенком и депонирования его показаний.

26.12.2024 С 23 по 25 декабря 2024 года в рамках Меморандума о сотрудничестве между Восточно-Казахстанским университетом имени Сарсена Аманжолова и Институтом судебных экспертиз по Восточно-Казахстанской области прошел курс повышения квалификации «Эффективное лидерство и управление персоналом».

Участниками программы стали руководители и заместители руководителей филиала РГКП «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции РК». Ведущим курса выступила ассоциированный профессор, кандидат психологических наук Юлия Кукина при участии студента третьего курса ОП «Психология» Дмитрия Потешкина.

10.02.2025 Центр непрерывного и инклюзивного образования «Dana Bala» и кафедра психологии и коррекционной педагогики совместно с Управлением образования Восточно-Казахстанской области организовали республиканскую кейс-конференцию «Актуальные технологии воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования».

Мероприятие прошло в рамках реализации третьей цели ООН по устойчивому развитию «Содействие улучшению благосостояния всех людей любого возраста и поддержка здорового образа жизни».

Цель республиканской кейс-конференции — обсуждение актуальных технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.  

15.04.2025 Сениор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ им. С.Аманжолова Арай Тенкебаева разработала курсы повышения квалификации «Формирование инклюзивной культуры», которые она презентовала в ходе прошедшего республиканского пресс-тура.

18.04.2025 На площадке Восточно-Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова состоялся Международный научно-методический круглый стол на тему «Взаимодействие с родителями как основа психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями».

Мероприятие было организовано кафедрой психологии и коррекционной педагогики совместно с Центром непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» при поддержке Русского Дома в Усть-Каменогорске. Оно стало частью ежегодного форума «Время добрых дел», реализуемого в рамках сотрудничества с российскими и казахстанскими партнёрами.

21.04.2025 Состоялась Международная научно-практическая конференция «Партнерство с родителями в контексте инклюзивного образования».

Цель конференции — обсуждение современных подходов к взаимодействию организаций образования и родителей детей с особыми образовательными потребностями для создания эффективной инклюзивной образовательной среды, а также обмен опытом по внедрению успешных практик партнерства в инклюзивной практике.

Организаторами мероприятий выступили кафедра «Психология и коррекционная педагогика» и Центр непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» при поддержке Россотрудничества в Усть-Каменогорске.

В конференции приняли участие педагоги общеобразовательных школ, родители детей с ООП, ученые, преподаватели высших учебных заведений, специалисты инклюзивного образования, обучающиеся, представители социальной общественности.

На сегодняшний день заключены взаимовыгодные договоры о сотрудничестве в области академической мобильности студентов и ППС со следующими зарубежными университетами и высшими учебными заведениями Казахстана: Новосибирский государственный педагогический университет, Армавирская государственная педагогическая академия. Инструментом данных соглашений является деятельность между высшими учебными заведениями-партнерами по обеспечению академической мобильности студентов, магистрантов и докторантов в сфере науки и образования.

Кафедра психологии и коррекционной педагогики принимает студентов и преподавателей на обучение по обмену в рамках академической мобильности. Академическая мобильность на кафедре реализуется посредством реализации следующих механизмов: Выезд за границу по образовательным программам студентов с целью теоретической и практической подготовки (Россия, Польша, Южная Корея); Организация стажировок для ППС в другие высшие учебные заведения РК и зарубежья (Университет Лакуила, Госпитальный университет Сан-Сальвадор, Италия, Португалия, Москва, Санкт-Петербург) с целью расширения академического обмена.

В рамках академической мобильности ППС были приглашены зарубежные ученые для чтения лекций:

Ф.И.О.Должность, странаТема курсаСроки пребывания
1Федосеева Ирина АлександровнаДоктор пед.наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университетаГендерная проблематика в психолого-педагогическом знании7.09.2015-19.09.2015
2Марко СаркьяпонеДоктор медицины, профессор психиатрии факультета медицины и здоровья Университета Молизе (Италия) (Department of Medicine and Health Sciences Università degli Studi del Molise)Введение в суицидологию12.11.2017г-20.11.2017 г.
3Березина Татьяна НиколаевнаДоктор психологических наук, профессор психологии кафедры научных основ экстремальной психологии Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета (РФ)Экстремальная психология18.09.18-12.10.18
4Воюшина Мария ПавловнаДоктор педагогических наук, профессор ВАК России, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Российской ФедерацииМетодические основы языкового образования и литературного развития18.04-30.042018 г.
5Абульфаз Давудоглы СулеймановДоктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Университета Ускюдар (Стамбул/Турция)Политическая психология. Академические, прикладные и практические проблемы социальных исследований23.08.19-19.09.19
6Профессор Хусейн УзунбойлуПрофессор  Ближневосточного  университета (Турецкая Республика Северного Кипра)«Цифровые технологии в сфере образования»02.09.2023-30.09.2023
7Алена Ильинична ГарберДоктор PhD, Почетный профессор Fachklinik Reinhardshöhe, GermanyСистемный подход в психологии сохранения здоровья современного человека: нарушения, обусловленные стрессом и управление стрессом13.10.2023 - 10.11.2023
8Шмилович Андрей АркадиевичПрактикующий психиатр и психотерапевт, врач высшей категории, д.м.н., заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова«Психиатрия для психологов и специальных педагогов»11.10.2024-18.10.2024
Онлайн
9Карен Садлие доктор клинической психологии«Защита и сопровождение детей, пострадавших от домашнего насилия»22.10.2024 - 28.11.2024
10

Агнешки Леманский

Специальный педагог; логопед; терапевт сенсорной интеграции;                                        терапевт-тренер; супервизор. «Терапевтический центр КЛЭКС для детей-аутистов, г. Варшава»

Направление сенсорной интеграции.  Погашение неврологических рефлексов05.05.2025-31.05.2025
11Роберт Леманский

Педагог – терапевт; перевоспитатель;терапевт-тренер)

«Терапевтический центр КЛЭКС для детей-аутистов, г. Варшава»

Направление сенсорной интеграции.  Погашение неврологических рефлексов05.05.2025-31.05.2025

2024 март  

В рамках программы академической мобильности профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук Ирина Константиновна Мацкевич посетила Университет Шакарима в Семее, где провела курс «Основы психологического консультирования и психокоррекции» для студентов образовательных программ «Психология» и «Педагогика и психология».

Методическая работа кафедры психологии и коррекционной педагогики осуществляется на основании приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 г. № 583 «Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях высшего и (или) послевузовского образования, за исключением организаций образования в области культуры» (с изменениями и дополнениями от 08.06.2023, приказ №263) и проводится согласно утвержденному плану.

Цель методической работы - обеспечение учебного процесса учебными документами и педагогическими разработками, способствующих развитию студентоцентрированного преподавания, обучения и оценки.

Она включает в себя:

- разработку учебных документов (образовательных программ, учебных планов и программ);

- разработку учебно- методического комплекса дисциплин с предоставлением доступа студентам к цифровому контенту на образовательном портале НАО «Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова» https://edu.vku.edu.kz/

- съемка и публикация видеолекций на канале университета https://www.youtube.com/@user-ih9lr8gs2f/videos (более 250 лекций)

- издание учебно-методической литературы и разработку электронных образовательных ресурсов и размещение их на базе сайта библиотеки университета https://library.vku.edu.kz/

- выступления в качестве докладчиков на методических семинарах республиканского и регионального уровней;

- публикации научно-методических статей в международных, республиканских сборниках конференций, круглых столов и семинаров;

- проведение открытых занятий и взаимопосещений педагогами кафедры;

- внедрение новых и совершенствование существующих методик и методов, стратегий преподавания, инструментов и средств образовательного процесса, среди которых «перевернутый класс», «интерактивные управляемые дискуссии», «мозговой штурм», коммуникативные и кейс-технологии, адаптивные образовательные технологии в рамках инклюзивного образования. 

На постоянной основе действует методический семинар кафедры. На котором обсуждаются возможности применения инновационных методов обучения, специфика студентоориентированного подхода, методическое обеспечение кафедры, образовательные ресурсы и программы сети Интернет, повышение эффективности и качества учебного процесса.

В рамках повышения квалификации педагоги кафедры проходят научные стажировки и обучающие семинары. Среди пройденных в последнее время можно назвать «Микроквалификации в системе высшего образования: концепция, методология и принципы», «Образование будущего, которое уже наступило: практикум для педагогов по применению ChatGPT и нейросетей»; «Усиление потенциала педагогического образования, координированного Хяме университетом прикладных наук, Финляндия.

В учебном процессе используются база лабораторий Центра непрерывного и инклюзивного образования «DanaBala»: лаборатории сенсорной интеграции и коррекции, лаборатории психологического консультирования, лаборатории «Logolab», лаборатории аппаратной психодиагностики и псикоррекции, лаборатории «STEAM», лаборатории «Одаренные дети». Лаборатории центра являются площадкой для проведения практико-ориентированных занятий, психологических тренингов, консультирования, научно-исследовательской деятельности. Лаборатории позволяют организовывать методическую помощь педагогам, которые работают в инклюзивной среде. На постоянной основы проводятся совместные методические мероприятия с КГКП «Областная психолого-медико-педагогической комиссией, ведущую роль в проведении которых отведена сениор- лектору кафедры, магистру специальной педагогики Байчинову Р. Методической направленности деятельности на базе лабораторий способствует современное специализированное оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа», аудиометрический модуль, контактный полиграф, Графический редактор «МастерГраф», аппарат для проведения аудиотренировок по методу Томатис, программу статистики SPSS, ЭЭГ (электроэнцефалограф), БОС-аппарат «Система биологически обратной связи», набор компьютерных психодиагностических методик. На youtube-канале университета  https://www.youtube.com/@user-ih9lr8gs2f/videos размещены видео-ролики с методическими рекомендациями по использованию данного оборудования и проведения занятий на базе: лаборатории сенсорной интеграции и коррекции - Ауренова М.Д., ассоциированный профессор, к.пс.н. https://www.youtube.com/watch?v=AlcN62HULCQ; лаборатории «Logolab» - Стельмах С.А., профессор, к.пс.н, https://www.youtube.com/watch?v=i9hdbDlF48o; лаборатории аппаратной психодиагностики и психокоррекции - Смаилова Ж.У., сениор-лектор, магистр психологии https://www.youtube.com/watch?v=1RjQa6BV9Qw

12.01.2024  В ВКУ состоялся семинар на тему: «Адаптивные технологии обучения в контексте концепции активного обучения», организаторами которого стали сотрудники отдела по организации учебно-методической работы.

В ходе семинара профессора кафедры психологии и коррекционной педагогики, к.пс.н. Ирина Мацкевич и Светлана Стельмах представили адаптивные методы обучения и рассказали об опыте их внедрения.

26 01.2024 В рамках проекта Всемирного банка развития «Модернизация среднего образования», национальные тренеры Светлана Стельмах и Ирина Мацкевич с 5 по26 января провели обучение для более чем шестидесяти преподавателей ВКУ по трансляции передового опыта финских университетов HAMK, JAMK  по организации образовательного процесса.

01.04.2024 На базе ВКУ им. С. Аманжолова прошёл областной научно-методический круглый стол на тему «Инклюзия и РАС (расстройство аутистического спектра): Реалии и возможности». Мероприятие приурочено к циклу мероприятий, посвященных 20-летию открытия специальности «Дефектология» в ВКУ им. С. Аманжолова. 

В заседании круглого стола приняли участие представители акимата ВКО, общественных организаций, ученые, педагоги, ППС и студенты, специалисты, работающие в системе инклюзивного образования, а также гости из других регионов Казахстана в режиме онлайн.

05.06.2024  12 преподавателей кафедры прошли курсы повышения квалификации в городе Павлодар. Темой обучения стала «Модель инклюзивного образования». Курсы были организованы Министерством науки и высшего образования РК при поддержке SAVVY BUSINESS.

Обучение проводили ученые National and Kapodistrian University of Athens. Тренеры представили теоретико-методологические основы инклюзивного образования, а также практику его использования в дошкольном, школьном и высшем образовании.

8.06.2024 На площадке Amanzholov University состоялось выездное совместное заседание Учебно-методического объединения по направлениям «Специальная педагогика» и «Здравоохранение» на тему: «Инклюзивное образование: инновационные подходы и вызовы». На заседании были презентованы инновационные образовательные программы, реализуемые кафедрой психологии и коррекционной педагогики - "Эргопедагогика" и "Педагогика ранней поддержки". 

13.06.2024 Прошел обучающий семинар на тему «Разработка силлабусов в рамках программы модернизации среднего образования». Лекцию провела профессор кафедры Светлана Стельмах.

30.09.2024 В целях обмена опытом и укрепления партнерства в сфере специального образования в специальной школе-интернате №1 Управления образования Восточно-Казахстанской области прошел семинар-практикум на тему «Роль внешних связей в решении внутренних задач школы-интерната», в котром приняли участие Юлия Кукина и Кымбат Канапиянова.

21.11.2024 К 20-летию со дня открытия специальности «Дефектология» в ВКУ им.С. Аманжолова была организована открытая интерактивная площадка с мастер-классами. В мероприятии приняли участие представители Специального детского сада «Алтын дән», Центра поддержки детей с аутизмом «Асыл Мирас», Областной психолого-медико-педагогическая консультации, Реабилитационного центра для детей с особыми образовательными потребностями и др.

19.12.2024  В честь 20-летия со дня открытия специальности «Дефектология» в ВКУ им. С. Аманжолова прошла региональная олимпиада по специальной педагогике.

По итогам конкурса Гран-при выиграла ученица средней школы №9 города Алтай Дильназ Имангазина, которая получила университетский грант на обучение по образовательной программе 6В01901 «Специальная педагогика».

23.12.2024 В рамках внутриуниверситетских мероприятий «Гостевая лекция» Айкун Аянбаева прочитала лекцию для обучающихся образовательной программы 6В01901 «Специальная педагогика» на тему «Жестовая и дактильная речь», в объеме 6 часов.

13.01.2025 Специалисты в области психологии и педагогики ВКУ им. С. Аманжолова разработали авторский курс повышения квалификации для педагогов и психологов. Обучение направлено на профилактику насилия, буллинга и суицида среди несовершеннолетних детей. Программа курсов согласована с Министерством просвещения РК. Авторы проекта-преподаватели кафедры Юлия Кукина и Кимбат Канапиянова.

14.01.2025 В рамках «Зимней школы академические инновации»  в ВКУ им. С.Аманжолова прошел обучающий семинар для преподавателей педагогического направления на тему  «Методические аспекты подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию». Профессор Ирина Мацкевич поделилась своим опытом в области инклюзивного образования.

29.01.2025 Преподаватель Есимханова Д.М. приняла участие в круглом столе на тему «Профилактика суицида», который состоялся в учреждении № 73 УИС МВД РК. Представитель ВКУ выступила с докладом «Первичные признаки суицидального поведения», в котором осветила ключевые маркеры и методы раннего выявления кризисных состояний.

31.01.2025 Ассоциированный профессор Юлия Кукина приняла участие в проведении городского этапа Республиканского конкурса «Лучшая авторская программа» в качестве члена жюри. 

11.02.2025 Преподаватели кафедры Кукина Ю.Е, Жумагалиева Б.К., Аканова Ж.М выступили членами жюри на первом туре городского конкурса «Лучший педагог-психолог-2025», организованного отделом образования города Усть-Каменогорск.

17.02.2025 Руководитель Центра развития Da-Vinci, психолог, специалист по Трансактному анализу Акмарал Назбиева провела гостевую лекцию по проблемам использования транзактного анализа в практики психолого- педагогической помощи для студентов образовательных программ 6В03101 «Психология» и 6В03105 «Клиническая психология» .

19.02.2025  Старший инспектор-психолог учреждения КУИС МВД РК, капитан юстиции Молдир Кабибиева и психолог Милена Донец провели гостевой семинар по дисциплине «Юридическая психология» для студентов 3 курса образовательной программы 6В3101 «Психология».

20.02.2025  На базе КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «ÖRKEN» состоялся практический семинар «Экстренная поддержка и стабилизация состояния педагога в ситуации хронической неудачи». Спикерами выступили преподаватели кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ Кукина Ю.Е. и Канапиянова К.Д.

21.02.2025 Для реализации 17 цели устойчивого развития ООН кафедрой психологии и коррекционной педагогики на постоянной основе осуществляется взаимодействие с организациями-партнерами. Одним из примеров может служить производственная практика студентов. К примеру, студентка 4 курса ОП «Психология» Егорова Элина проходит практику в КГУ «Средняя школа №12» г. Риддер. Практика направлена на воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к профессии психолога, получение профессиональных умений и опыта практической деятельности.

26.02.2025  Преподаватели кафедры психологии и коррекционной педагогики Кукина Ю.Е. и Канапиянова К.Д., руководитель центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana Bala» Алипова А.К. провели в КГУ «Верх-Убинская общеобразовательная средняя школа» практический семинар на тему «Профессиональный стресс педагога в условиях современной инклюзивной педагогической системы».

  1. 27. 2025 В ВКУ стартовали курсы «Арт-терапия: Возраст счастья» в рамках проекта «Серебряный университет». Спикер курса — Кукина Ю.Е. ассоциированный профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики.

28.02.2025 Гран-при завоевала ученица средней школы им. Динмухамеда Кунаева из Глубоковского района Жибек Рысбек, которая получила четырёхлетний университетский грант по образовательной программе «Психология».

31.03. 2025 Во время весенних каникул в рамках блока «Единый методический день» УО ВКО для педагогов-психологов области был проведен семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся с особыми образовательными потребностями». В работе семинара приняли участие Кукина Ю. Е. И Сениор-лектор Канапиянова К. Д.

02.04.2025 Учитель-логопед КГУ «Областная ПМПК» УО ВКО, эксперт, магистр социальных знаний Назерке Кыстаубаева провела гостевую лекцию на тему «Оказание логопедической помощи детям с нарушениями речи в дошкольных учреждениях» для студентов образовательной программы 6В01901 «Специальная педагогика».

02.04.2025 Студенты кафедры в рамках празднования дня распространения информации о проблеме аутизма вышли на улицы города и проинформировали жителей о нарушениях аутистического спектра. Студенты раздавали информационные буклеты и разъясняли важность развития инклюзивного общества.

03.04.2025 Дефектолог КГУ «Областная ПМПК» УО ВКО Айгерим Кайратова провела гостевую лекцию на тему «Роль дефектолога в создании и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями» для студентов образовательной программы 6В01901 «Специальная педагогика».

07.042025 Учитель-логопед КГУ «Областная ПМПК» УО ВКО Индира Жунусова провела гостевую лекцию на тему «Эффективные пути развития речи детей с кохлеарной имплантацией» для студентов образовательной программы 6В01901 «Специальная педагогика».

07.04.2025 Педагог-эксперт КГУ «Областная ПМПК» УО ВКО Гульнур Молдакасымова провела гостевую лекцию о роли педагога-ассистента в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

09.04.2025 Педагог-психолог КГУ «Областная ПМПК» УО ВКО Асем Насикова провела гостевую лекцию для будущих психологов на тему «Поведение детей с расстройствами аутистического спектра и оценка их образовательных возможностей».

11.04.2025 На республиканском родительском форуме «Пять шагов к совершенству», организованном в ВКУ, Юлия Кукина выступила с докладом на тему «Роль родителей в профилактике буллинга в школе».

16.04.2025 В рамках республиканского пресс-тура «Образование без барьеров» представители масс-медиа посетили базы практик образовательной программы 6В01901 «Специальная педагогика», которые являются многолетними партнерами вуза. Журналисты ознакомились с деятельностью и материально-техническим оснащением частного центра реабилитации и коррекции «DEMEY» и государственной школы-интернат «Ақ ниет».

18.04.2025 На площадке Восточно-Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова состоялся Международный научно-методический круглый стол на тему «Взаимодействие с родителями как основа психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями».

Мероприятие было организовано кафедрой психологии и коррекционной педагогики совместно с Центром непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» при поддержке Русского Дома в Усть-Каменогорске. Оно стало частью ежегодного форума «Время добрых дел», реализуемого в рамках сотрудничества с российскими и казахстанскими партнёрами.

Программы развития ОП

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Бекбаева Малика Фархатовна

Бекбаева Малика Фархатовна

Зав.каф ПиКП

Ахаева Акмарал Шахарбергеновна

Ахаева Акмарал Шахарбергеновна

сениор-лектор

Аканова Жанель Маратбековна

Аканова Жанель Маратбековна

Сениор-лектор

Ладзина Наталья Алексеевна

Ладзина Наталья Алексеевна

Профессор

Мацкевич Ирина Константиновна

Мацкевич Ирина Константиновна

Профессор

Ауренова Мадина Даулеткановна

Ауренова Мадина Даулеткановна

Ассоц.профессор

Аликанова Эльвира Абзаловна

Аликанова Эльвира Абзаловна

Сениор-лектор

Барабанова Елена Ивановна

Барабанова Елена Ивановна

Ассоц.профессор

Канапиянова Кымбат Даутбековна

Канапиянова Кымбат Даутбековна

Сениор-лектор

Матаева Бакытгуль Укужаровна

Матаева Бакытгуль Укужаровна

Сениор-лектор

Смаилова Жанар Утегеновна

Смаилова Жанар Утегеновна

Сениор-лектор

Тоқтарбекова Кұралай Тоқтарбековна

Тоқтарбекова Кұралай Тоқтарбековна

Сениор-лектор

Стельмах Светлана Александровна

Стельмах Светлана Александровна

профессор

Тюлюпергенева Раушан Жомартовна

Тюлюпергенева Раушан Жомартовна

Ассоц.профессор

Тенкебаева Арай Зайнолдиновна

Тенкебаева Арай Зайнолдиновна

Сениор-лектор

Кукина Юлия Евгеньевна

Кукина Юлия Евгеньевна

Ассоц.профессор

Жумагалиева Бибинур Кайнуллакызы

Жумагалиева Бибинур Кайнуллакызы

Ассоц.профессор

Турымтаева Бибинур Ержановна

Турымтаева Бибинур Ержановна

Сениор-лектор

Курмангалиева Карлыгаш Бакытовна

Курмангалиева Карлыгаш Бакытовна

лектор

Есимханова Дидара Муратовна

Есимханова Дидара Муратовна

Сениор-лектор