30 октября 2024


ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛАХ: КАК ЛИДЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВКО ПЕРЕНИМАЮТ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В ВКУ имени С. Аманжолова состоялся семинар для директоров школ областного центра на тему: «Управление образовательным процессом в условиях инклюзивного образования: Современные подходы и опыт».

Сегодня более 12 000 детей с особыми образовательными потребностями проживают в областном центре. Образование в школах города получают 2010 детей с ООП и с ограниченными возможностями, из них 351 имеют инвалидность. С каждым годом рост детей, охваченных инклюзивным образованием увеличивается. Если в 2022 году их количество составляло 929 детей, то в этом году цифра выросла до 1278.

Формируется ли инклюзивная культура в школах? Насколько слаженна работа всего школьного коллектива в инклюзивном процессе? Правильно ли взаимодействуют педагоги с родителями и особенным ребенком? Осуществляется ли поддержка на должном уровне? 

Эти и другие вопросы современного подхода и опыта инклюзивного образования обсудили специалисты в областном центре Восточного Казахстана. 

-За последние три года открыты два Центра раннего вмешательства на базе ЦМиР. Открыт государственный центр «Қамқорлық». Действует МСУ «Реабилитационный центр». В рамках госзаказа работают частные общественные организации: «Демеу», «Страна чудес», «Мархабат», «Мирас», оказывающие услуги по адаптивному спорту и логопедическим услугам, — сообщила заместитель акима города Усть-Каменогорска Ирина Смит. 

В целях решения проблем развития ребенка и обеспечения эффективности его обучения и адаптации в 20-ти школах города открыты кабинеты поддержки инклюзии и ресурсные центры. Не так давно на базе КГУ «Средняя школа №23 им. М. Шаяхметова» при поддержке Фонда «Дара» открыт инклюзивный кабинет. В 2023 году при поддержке ТОО «Казцинк» в КГУ «Средняя школа №36» также открыл свои двери кабинет поддержки для детей с расстройствами аутистического спектра. 

-Достаточно много общеобразовательных школ, которые сегодня включают этот процесс, но недостаточно управленческого рычага. То есть не полностью разработан механизм для того, чтобы практически реализовать саму модель на 100%. Есть прекрасный опыт Финляндии, где ребенок не чувствует никаких барьеров, с ним занимается педагог-ассистент, а в классе довольно гармоничная атмосфера, которая дает ощущение полного успеха, — говорит проректор по стратегическому развитию и международному сотрудничеству ВКУ им. С. Аманжолова Ирина Ровнякова.

Отмечается, что количество штатных единиц педагога-ассистента увеличилось с 49 единиц в 2021 году в шести организациях образования до 124 единиц в 2024 году в 33-х организациях образования. Количество педагогов, работающих с детьми ООП увеличилось почти на 44% с 1612 педагогов в 2022 году до 707 педагогов в 2024 году. 

На сегодняшний день во всех городских школах оснащенность пандусами составляет 100%.

Кроме того, в ходе обсуждения представители образования затронули аспекты формирования инклюзивной культуры в школах.

— Работа по формированию инклюзивной культуры должна быть неразрывно связана с развитием инклюзивных условий. Культура является одним из высших приоритетов. Поэтому необходимо вести постоянную работу с близкими ребенка, создавать вокруг комфортный климат, оказывать эмоциональную поддержку родителям, заниматься мониторингом качества предоставления услуг. К примеру, механизм работы «Школы для всех» требует более широкого распространения. Также необходимо внедрение социально-педагогической модели, обеспечивающей права учащихся с особыми образовательными потребностями на качественное образование, — заявила директор КГУ «Школа-интернат «Ақ ниет» Управления образования Восточно-Казахстанской области Светлана Кривицкая.