8 января 2025
Международный методический семинар для учителей школ и преподавателей среднего профессионального образования
8 января 2025 года прошел первый в новом году Международный методический семинар для учителей школ и преподавателей среднего профессионального образования на тему «Формирующее оценивание на уроках математики и информатики. Использование технологий формирующего оценивания на уроках», организованный кафедрой физики и технологий Высшей школы IT и естественных наук НАО ВКУ им. С. Аманжолова.
В работе семинара приняли участие 57 человек. Участниками семинара стали преподаватели кафедры физики и технологий ВКУ им. С. Аманжолова, учителя школ и преподаватели колледжей городов Усть-Каменогорск, Алтай, Экибастуз, Абакан (РФ), сел Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской областей.
Стрекмет Елена Николаевна, учитель математики КГУ “Школа-лицей г. Алтай” отдела образования по району Алтай УО ВКО.
«Организовать любую деятельность, — сказала Елена Николаевна, — в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из показателей результативности, её регулятором. И как утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс «глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству». И с этим сложно не согласится».
Многие учителя и я, в том числе осознаю, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Поэтому есть необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов, т.е. когда учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
Я хочу рассказать, как развиваю эти умения на уроках математики через использование формирующего оценивания. Формирующее оценивание, в отличие от итогового, определяет уровень знаний учеников в процессе обучения. Смысл и цель оценивания — не контроль, а подача обратной связи и корректировка действий ученика. Формирующая оценка выявляет пробелы в усвоении знаний и дает возможность их устранить.
Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества обучения, необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.
Изучив теоретические аспекты формирующего оценивания, проанализировав опыт работы педагогов по вопросам его использования, я организовала свою деятельность по шагам.
Важнейшей целью учителя является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности можно использовать на уроках такие методы формирующего оценивания как: «Самооценивание», «Взаимооценивание», «Речевое пояснение», «Две звезды, одно пожелание», «Светофор», «Сигнал рукой», которые дадут ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и придумать способы их улучшения.
Раковская Наталья Владимировна, учитель математики и информатики КГУ “Средняя школа №32” отдела образования по городу Усть-Каменогорску УО ВКО.
«Продолжая выступление, коллеги, и, акцентируя внимание на цели формирующего обучения – улучшение качества обучения, — сказала Наталья Владимировна, — можно заметить, что формирующее оценивание один из наиболее распространенных видов оценивания для обучения»,
Формирующее оценивание – это педагогическая технология, основанная на обратной связи от учителя и использовании учащимся самооценки для того, чтобы ученик сам определял дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов. Метаанализ Джона Хетти показал, что качественная обратная связь от преподавателя в виде активной оценки (формирующего оценивания) является одним из самых значимых педагогических факторов, повышающих академическую успешность учащихся. Также стоит заметить, что главная компетенция ученика — умение учиться самостоятельно — опирается на оценочную самостоятельность, рефлексию и саморазвитие. Эти навыки развиваются с помощью формирующего оценивания.
Важное условие для успешного внедрения формирующего оценивания — это системность. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся — постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику естественным образом.
Для того чтобы процесс формирующего оценивания проходил более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать себе вопросы: «Какие существенные знания и умения я должен преподать своим ученикам?», «Как я могу выяснить, научились ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?» Мне, как учителю, важно определить уровень знаний каждого учащегося, с учетом этого создавать планирование уроков.
Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.
Многие приемы формирующего оценивания подразумевают совместную деятельность учителя и ученика, что позволяет разделить ответственность за результаты обучения.
Как правило, считается, что эту ответственность в полной мере несет учитель. Однако это не совсем так: учащийся тоже ответственен за свое обучение. Задача учителя — создать эффективную учебную среду, а за обучение в этой среде и свои результаты отвечает уже ученик.
Важно помнить, что формирующее оценивание — это всегда комбинация приемов и методов. Педагоги разработали целый банк техник: недельные отчеты, опросники самодиагностики, матрица запоминания, индекс-карточки и множество других. Остановимся подробнее на нескольких примерах.
Санатова-Левшакова Альмира Советказиновна, учитель математики КГУ “Средняя школа №32” отдела образования по городу Усть-Каменогорску УО ВКО.
Организация системы оценки по ГОСО предполагает: выход за рамки контроля знаний, ориентацию на достижение планируемых результатов, эффективную обратную связь. Поэтому возрастает роль формирующего оценивания. Ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать, что получилось хорошо, а над чем стоит поработать.
Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и дает обратную связь по
итогам обучения.
В отличие от суммирующего, формирующее оценивание обеспечивает индивидуальный, а не усредненный подход к ученикам. Суммирующее оценивание дает основание для выставления отметок, в то время как формирующее обеспечивает личный прогресс ребенка в обучении и его мотивацию к дальнейшему развитию.
Формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе.
Цель формирующего оценивания — улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Учитель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать (то есть сделать более персонализированным) обучение.
На данный момент имеется достаточно источников, в которых описываются все теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс, при этом описание его практической реализации в образовательном процессе на отдельных предметах встречается крайне редко или практически отсутствует.
Формирующее оценивание позволяет научить учеников думать и анализировать, что они сделали не так, почему допустили ошибку, что они могут сделать, чтобы исправить её или не допустить подобную в следующий раз. Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки.
Приучая учеников к самоанализу, давая правильную обратную связь, развивая умения рассуждать и анализировать, учитель не только углубляет их знания по конкретному предмету, но также повышает мотивацию к обучению и помогает избегать стрессовых состояний перед контрольными работами и экзаменами. И всё потому, что целью формирующего оценивания становится улучшение качества обучения, а не обеспечение основания для выставления отметок.
В заключении Альмира Советказиновна сказала: «Несомненно, оба типа оценивания необходимы и важны в системе образования. Выбор того или иного способа оценки зависит от цели урока и конкретной работы. Зная принципы технологии формирующего оценивания, и, применяя его техники на практике, мы не только делаем наши уроки интересными, но и учим учеников учиться».
Филатова Ольга Николаевна, учитель математики КГУ “Средняя школа №32” отдела образования по городу Усть-Каменогорску УО ВКО.
«Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха», «Смайлики», «Светофор», «Благодарю», «Незаконченное предложение», «Волшебные линеечки» и др.» – сказала Ольга Николаевна. – «Сегодня я хочу рассказать о других техниках, которые есть и, которые мы применяем в своей практике».
Раз в неделю ученики заполняют Недельные отчёты. Читая отчёты, преподаватель может узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).
Исходя из практического опыта, я пришла к выводу, что одним из самых простых и действенных приёмов для актуализации знаний в начале урока и рефлексии в конце урока, для повышения мотивации учеников, для развития речи и формирования умения чётко и кратко излагать свои мысли является таблица «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно её название, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).
Графическая форма таблицы отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.
На «стадии вызова» обучающиеся заполняют первый столбец таблицы «Знаю». Они составляют список того, что уже знают или думают, что знают, по данной теме.
Учитель ставит перед детьми задачу: вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.
Работая с учениками старшего школьного возраста и используя данную таблицу на уроках систематически, можно попросить детей здесь же перечислить источники информации, откуда получены имеющиеся сведения. Можно предложить детям систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, что позволит вывести аналитическую работу на качественно новый уровень.
Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.
Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?
Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока.
Учитель спрашивает, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили вначале урока. Если да, то ответьте на них в третьей графе. Если нет, предложите свои варианты информационных источников, где будете искать ответы.
Таким образом, наряду с традиционными формами контроля для обеспечения формирующего оценивания требуется новый инструмент – листы обратной связи.
Если содержание темы (фактический материал) дается на самостоятельное освоение или крайне важен для формирования общеучебных умений более высокого уровня, можно включить его в лист обратной связи и в комментариях после первой оценки указать на пробелы в освоении этого содержания. Может быть очень важно проверить уровни освоения образовательных результатов как с целью достижения всеми учащимися минимального уровня освоения, так и для выявления учащихся, максимально продвинувшихся в освоении результатов на данном этапе, чтобы индивидуализировать свою работу с ними.
Использование листов упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество его/ее работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.