Карта сакральных мест ВКО

Ак-Баур

Загадочностью славится памятник культуры Восточного Казахстана Ак-Баур (Ақ Бауыр).

Немногочисленные упоминания и сведения о нем относятся к концу XIX — началу XX века. С 80-х годов прошлого века началось его системное изучение, появились интересные попытки семантирования наскальных изображений. Эти знания и догадки привели ученых к выводу, что Ак-Баур является неолитическим храмовым комплексом.

Ак-Баур находится в 38 км от города Усть-Каменогорска за поселком Ленинка, в Калбинских горах. Название он получил по одноименной сопке и гроту с природным отверстием «на крыше» и росписями внутри.

С. Царегородцева в своем исследовании приводит несколько вариантов расшифровки топонима Ак-Баур: «Название Ак-Баур иногда дословно переводят как «белая печень». В Кратком казахско-русском словаре у слова «бауыр» приводятся следующие значения: 1) печень, 2) кровный родственник, 3) склон, подошва горы. Именно на склоне сопки Ак-Баур находится одноименный грот с наскальными изображениями, сделанными красной охрой, а, возможно, кровью жертвенных животных. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане.

В современном казахском языке у слова «бауыр» есть переносное значение — младший брат, точнее самый любимый младший братишка, и может ассоциироваться со словами «младший», «меньший», так как рядом с невысокой сопкой Ак-Баур находятся горы Кызыл-Тас (красный камень). Грот Ак-Баур как бы «смотрит» на запад, а если из него наблюдать закат, то горы Кызыл-Тас действительно кажутся красными.

Учитывая синкретический характер неолитической культуры, можно представить, что грот был местом проведения ритуалов, а склон сопки считался священным. Неслучайным видится использование в нескольких топонимических названиях урочища эпитета «Ак» — белый. Белый цвет в древнетюркской культуре имел значение священного, с появлением ислама стал символизировать цвет Аллаха».

В «Своде археологических памятников по Восточно-Казахстанской области» указано, что: «Впервые открыт грот Акбаур З. Самашевым в 1971 г. Место и форму грота использовали неолитические племена. По мнению З. Самашева, сама сопка Акбаур с ее пирамидальной формой и прямоугольным основаниеммогла ассоциироваться в мифологическом мышлении древного человека с центром мироздания, мировой горой»

Это же подтверждает и С. Царегородцева: «Почитание высот во многих ранних культурах было распространено и связано с тем, что горы осмыслялись как местопребывание местных божеств. Они символизировали центр мира, место соприкосновения неба и земли, вечность и устремленность к вершинному миру. Похоже, что наши пращуры священным считали и Ак-Баур. Чтобы оказаться в гроте Ак-Баур, нужно подняться вверх на 5-6 ступеней, то есть совершить восхождение в верхний мир. Скорее всего, обряды, которые свершались около Ак-Баура и гор Кызыл-Тас, связаны с культом гор, одним из ранних магических культов, на ряду, с культом неба, солнца, грозы, животных и растений. Именно на основании этих культов были сформированы многие ранние формы религий»

Е. Курдаков в очерке «Загадки и тайны Ак-Баура» высказал следующую гипотезу: «Ак-Баур — храм под открытым небом, строго ориентированный на запад, предназначался для свершения похоронных обрядов, когда усопший как бы повторял весь путь в лучший мир. Полагаю, что похоронные процессии начинались около сопки Ак-Баур и двигались вдоль Сорочьей горы (самой высокой вершины гор Кызыл-Тас) к ручью Ак-Бастау. Именно около ручья в настоящее время находятся целые заросли чия, разновидности камыша, который обычно растет там, где когда-то были древние поселения и где остались зольники от костров.

Около ручья находилось место церемоний, которое ограждают вкопанные плоские плиты. Центральный камень «стены» напоминает прицел. Мушка прицела через вершину белого холма и макушку Северной сопки в день весеннего равноденствия нацелена строго на Полярную звезду, исконно служившую древним народам ориентиром в пути. «Помогает» увидеть это направление белый камень, врытый на вершине холма. Казахи называют такие камни «каракши» — дословно «смотрящий». В Восточном Казахстане чабаны до сих пор считают их своеобразными сторожами, вкапывают их в землю на вершинах гор и холмов. Каракши служат указателями земли обетованной. У алтайцев и монголов путники в благодарность духам за удачный переход через горы тоже отмечают перевальные тропы большим камнем, грудой камней, лоскутом ткани, а иногда бросают монету. Называется эта традиция «обо», или «обо-таш» (сравним казахское «оба» — курган)».

Ак-Баур, как памятник ранней культуры, интересен тем, что в отличие от многих подобных мегалитических построений имеет подробное изобразительное сопровождение: росписи в одноименном гроте. До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, есть рисунки жилищ и повозки, горного козла; остальные — разнообразные символы и знаки. Свое прочтение петроглифов Ак-Баура предлагали различные ученые и исследователи. Е.В. Курдаков предполагал, что в гроте начертан путь спасения человечества, которое в послеледниковый период двигалось с юга на север в поисках мест выживания. Возможно, что в урочище Ак-Баур жили жрецы, которые показывали племенам путь для переселения. Е.В. Курдаков в своих работах опирался на методы исследования Н.К. Рериха, который считал, что «погребения, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые, где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. В доисторическом и историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу».

По мнению Л.С. Марсадолова и З.С. Самашева, пирамидальная форма сопки Ак-Баур была символом сакрального пространства и могла ассоциироваться с космическим холмом. Каменные ступеньки, созданные самой природой, и ведущие в грот, тоже связаны с космологической символикой восхождения к некому вершинному миру. Юртообразная форма грота была явно символична для древнего обитателя наших мест и поразительна для современного. Природное отверстие «крыши» грота в виде сердца имеет следы обработки, возможно, было подправлено человеком, который сделал выступ-мушку для фиксации движения основных созвездий ночного неба.

Посещение неолитического храма Ак-Баур оставит яркие впечатления, а многих подвигнет на археологические исследования этого уникального памятника Восточного Казахстана.

https://olketanu.pushkinlibrary.kz/index.php/ru/sakralnaya-geografiya-vostochniy-qazaqstan/ak-baur.html

Гора Белуха

Гора Белуха расположена на северо-востоке, ее вершиной является белоснежный пик высотой 4506 метров. Это наивысшая точка Сибири и Алтая.

Это королевство снега, льдов, грозных лавин и сверкающих водопадов. Рядом расположена гора Беркутаул («жилище орла») высота которой составляет 3 373 метров, второй по популярности пик Южного Алтая.

Склоны этой двуглавой горы покрыты вечным снегом и ледниками, приблизительно по площади 70 кв.км.

Первый исследователи были поражены красотой местности и даже сравнивали ее с Швейцарией. На первых картах Алтая можно увидеть такие названия как северо-чуйские Альпы, Катунские Альпы. Перевод названия Алтай с монгольского языка как «Золотые горы» имеет на веские причины.

Согласно представлениям и верованиям буддистов гора является «сердцем» вселенной, древние христиане полагали, что Беловодье — благословенная страна, где люди чувствуют себя абсолютно счастливыми и умиротворенными.

В ледниках горной цепи Катун, общая площадь которых составляет около 890 кв.км. берет свои истоки множество рек, которые делятся на два бассена рек Катун (Алтайская республика) и Иртыш (Восточный Казахстан). Стремительные течения горных рек пересекают альпийские луга, можжевеловую тайгу и необычные склоны.

Гора Белуха представляет собой интереснейший объект горного восхождения и альпинизма. В то же время легенды гласят, что Белуха является символом Алтая.

Она расположена в отдаленном, труднодоступном регионе, в котором никто не проживает. Гора расположена в 35 километрах от Рахмановских ключей, до нее можно добраться пешком, верхом на лошади или вертолете.

Географическое положение. Высочайшая гора Алтая, гора Белуха (Музтау — каз.) расположена в восточной части Катунского хребта, который протянулся более чем на 150 км. с запада на восток и с юга на север более чем на 60 км. на стыке границ России и Казахстана. Гора Белуха состоит из двух вершин: Западной Белухи (Н-4440) и Восточной Белухи (Н-4506). Северо-западные склоны горы находятся в Восточно-Казахстанской области Казахстана и юго-восточные склоны в Алтайском крае Российской Федерации. Ледники спускаются в среднем до высоты 2600 м. На северо-западных склонах Белухи находятся ледники:

Название ледникаДлина
Площадь
Морфологический типВысота фирновой линииВысшая точка ледника
Большой
Берельский
10,5 км
10,3 кв.км
Долинный(Н-3120)(Н-4506)
Малый
Берельский
8,3 км
8,9 кв.км
Долинный(Н-2810)(Н-3830)

 

Климат в районе горы Белухи. Климат Алтайских гор резко континентальный.

Температура. Наиболее холодные месяцы — январь и февраль со среднемесячной температурой от — 17 С, до — 24 С и в высокогорных котловинах и от -14 С до 17 С в горах южной части. Наиболее теплый месяц — июль, среднемесячная температура его +14 С до +16 С. В июле на высотах 1000 — 1500 м. над уровнем моря температура может достигать — 0 С. Большей частью ночью температура от +3 С до +8 С. В горах даже летом, в августе, возможны температуры до — 15 С до — 20 С, с сильными снегопадами и туманами.

Солнечные дни. Самые благоприятные дни в массиве Белухи являются летние месяцы. Летом в июле, в районе Белухи солнечных дней не более 17, в сентябре не более — 14. На дне глубоких долин в пределах границы леса максимум благоприятных дней в августе и сентябре — 17. Ночи в лесной зоне в летние месяцы обходятся без заморозков. Во время дождей облачность располагается очень низко, закрывая перевалы и вершины. В высокогорье с увеличением высоты на каждые 100 метров температура воздуха понижается на 0,6 С. Летом в июле, солнечных дней не более 17, в сентябре не более — 14.

Ветры. В летние месяцы в районе массива Белуха дуют влажные западные и северо-восточные ветры. На гребнях ветры могут достигать от 12 до 16 метров в секунду.

Осадки. Летом выпадает много осадков до 2200 мм. На высоте 2600 м. снег ложится в третьей декаде августа. Начиная, с высоты 3900 и более осадки выпадают только в виде снега.

Маршрут и трудности восхождения. Маршруты восхождений на гору Белуха от 3 А до 5 Б категории трудности, которые необходимо выбирать, в зависимости, от технической и физической подготовки восходителя. Все маршруты скально-ледовые. С южной стороны находится интереснейший маршрут на Белуху, который не был доступен иностранным туристам до 1989 года. По суровости и трудности Белуха не уступает вершинам такого же класса в других странах. В этом плане она чем-то похожа на Мак-Кинли. Превышение, по высоте, от базового лагеря у реки Катунь до вершины составляет около 3000 метров. Крутизна склона при восхождении на Белуху от 20 до 45 по предлагаемому маршруту. В 1998-99 г.г. казахстанской альпинисткой Ниной Энгель, из Усть-Каменогорска, был разработан траверс Белушинского массива Белухи: Берельский ледник — вершина Делоне — Восточная вершина Белухи (Н-4506) — перевал Берельское Седло (Н-3600) — Аккемская стена (спуск и подъем) — Западная вершина Белухи (Н-4440)- ледник Черный — водопад Россыпной — базовый лагерь на реке Катунь. Начало маршрута.

История покорения. В 1907 году была совершена неудачная попытка покорения п. Белухи, предпринятая братьями Геблер, Щепетовыми и их проводником — Ювеналием Архиповым и Прокопием Субботник. В 1909 году зимой, была предпринята, попытка покорить Белуху группой английских альпинистов под руководством Тернера, сильные морозы, глубокий снег помешали этому восхождению, альпинисты, не потеряв ни одного человека — отступили, отделавшись легкими обморожениями. 26 июля 1914 года — братья Троновы, Борис и Михаил — поднялись на вершину Белухи. В свое время на вершине Белухи побывали: Борис Делоне, Игорь Тамм, Борис Соустин, Рейнхольд Месснер.

https://www.orexca.com/rus/kazakhstan/mountains/belukha.htm

Берельские Курганы

Берельские курганы находятся в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области в семи километрах юго-западнее одноименного села. Некрополь Берел датируется IV-III вв. до н. э. В самом большом Берельском кургане была погребена сакская царская пара и 13 лошадей. Парадное снаряжение берельских лошадей изготовлено из мельхиора, бронзы, латуни, позолоты, натурального конского волоса. Все найденные изделия – от ювелирных украшений до конского снаряжения – сделаны из дерева богато покрытого золотом.

Здесь же, в могильнике Берел, был найден древнейший штандарт-эмблема, символизирующий централизованную власть, самые древние на сегодняшний день щит и седло с аппликациями в виде рогатых и крылатых сфинксов.

Имеется среди находок Береля также и диадема, пектораль (нагрудное украшение), ритуальные предметы, кинжалы, меч, украшения, массивные подвески с изображением трехмерной головы лося в клюве грифона.

Далеко за пределами Казахстана известны сегодня Берельские курганы. Они размещены в Восточно-Казахстанской области в семи километрах юго-западнее одноименного села. Могильник Берел датируется V – IV вв. до н. э. В самом большом Берельском кургане погребена скифская царская пара и 13 лошадей. Парадное снаряжение берельской лошади изготовлено из мельхиора, бронзы, латуни, позолоты, натурального конского волоса. Все найденные изделия – от ювелирных украшений до конского снаряжения – сделаны из дерева богато покрытого золотом. Здесь же, на могильнике Берел, обнаружили и древнейший штандарт-эмблему, символизирующий централизованную власть, самые древние на сегодняшний день щит и седло с аппликациями в виде рогатых и крылатых сфинксов. Среди находок Береля: диадема, пектораль (нагрудное украшение), ритуальные предметы, кинжалы, меч, украшения, массивные подвески с изображением трехмерной головы лося в клюве грифона. А от маленьких фигурок реальных и мифических животных просто нельзя оторвать взгляд: сфинксы, пантеры, козлы, грифоны, горный баран, орлы, крылатые кони, бляхи от подпруги в виде верблюдов, нашивки на ножны с изображением лося, лошади и тигра, головки оленей, соединенные переплетенными рогами… И все они – из чистого золота! По словам первооткрывателя курганов, профессора З. Самашева, самоназвания этого народа ученые не знают до сих пор. Если судить по китайским источникам, то есть основания предполагать, что они называли себя юэдчжи. Этимология слова связана с ранней добычей нефрита. Здесь также можно провести связь с функционированием так называемого Нефритового пути, предшествовавшего Великому Шелковому. В то же время племена, проживавшие на казахстанском Алтае, можно связать с периодом формирования раннегуннского культурного комплекса. То, что Геродот назвал их «грифами, стерегущими золото», объясняется довольно просто. Эти народы добывали на Алтае золото, из которого изготавливали различные изделия в зверином скифском стиле. Основной мотив искусства – изображение полуптиц-полузверей грифонов. К примеру, в погребении царя был найден царский штандарт в виде скульптуры рогатого, крылатого, ушастого грифона.По соседству с грифами жили аримаспы (в переводе с греческого – «одноглазые люди». Как пишет Геродот, они имели на лбу вытатуированное изображение глаза), а также аргипеи – бритоголовые, исседоны и другие племена. Государство одноглазых – имуго, как они именуются в китайских источниках, локализовалось в низовьях некой Черной реки и Большого озера (вполне возможно, что это Черный Иртыш и Зайсан).

А от маленьких фигурок реальных и мифических животных просто нельзя оторвать взгляд: сфинксы, пантеры, козлы, грифоны, горный баран, орлы, крылатые кони, бляхи от подпруги в виде верблюдов, нашивки на ножнах с изображением лося, лошади и тигра, головки оленей, соединенные переплетенными рогами. И все они – из золота.

То, что Геродот назвал их «грифами, стерегущими золото», объясняется довольно просто. Эти народы добывали на Алтае золото, из которого изготавливали различные изделия в зверином скифском стиле. Основной мотив искусства – изображение фантастических грифонов – полуптиц – полу- зверей.

В первом тысячелетии до н.э. на огромных просторах Евразии обитали народы, которые в античных и древневосточных источниках значатся как скифы, саки и сарматы. Они создали яркую культуру, о которой свидетельствуют многочисленные захоронения в курганах и каменных гробницах, грандиозные святилища языческих богов, временные стоянки, хозяйственные сооружения, памятники изобразительного искусства, ювелирные изделия в зверином стиле, бытовые вещи, обнаруженные в результате археологических раскопок.

Некрополь Берел уже получил всемирную известность благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям, выполненным в скифо-сибирском зверином стиле, свойственном искусству ранних кочевников.

На сегодняшний день это единственный в Казахстане памятник с сохранившими находками из органики. Под некоторыми курганами в силу определенных климатических особенностей микрорайона создались условия, способствующие образованию линзы вечной мерзлоты, т.е. «природного холодильника». Поэтому в погребальных камерах неплохо сохранились предметы, сопровождавшие в инобытие представителей высшей знати сакского общества. Именно в этой особенности заключается уникальность подобных памятников.

Древние номады не случайно выбрали именно этот уголок Алтая для погребения своих верховных вождей. По их мифологическим представлениям горы наделялись особым сакральным смыслом, так как на их вершинах находятся обиталища богов. Туда, в верхний мир, уходили духи предков. Местонахождение кургана в горах на берегу горной реки, связующей верхний и нижний миры, глубоко символично. Долина и само погребальное сооружение – курган исполняли роль храма. Территория долины была священной и для кочевников более поздних времен.

Могильник Берел состоит из более 70 погребально — поминальных сооружений различной величины. Самый большой курган № 1, содержащий останки 17 лошадей, стоит несколько изолированно. Вторым по величине и наиболее характерным для времен номадов является курган № 11. В нем были погребены царствующие персоны – мужчина и женщина. Их уложили в колоду, вырубленную из ствола многовековой лиственницы, и установили внутри сруба. За стенкой его располагалось захоронение 13 коней. По углам колоды находились бронзовые, покрытые золотом скульптуры фантастических птиц – орлиных грифонов.

На голове вождя сохранился сложный парик. При жизни мужчина носил бороду и усы. В теменной части его черепа зафиксированы следы незавершенной трепанации, которые имеют двоякое объяснение. Либо это обычная манипуляция для извлечения мозга при бальзамировании, либо попытка извлечь из раны осколки костей и сгустки крови после сильной травмы, полученной в сражении. На ребрах и позвонках мужчины зафиксированы многочисленные сросшиеся переломы, полученные в разное время жизни.

Возраст мужчины от 30 до 40 лет. Безусловно это был мужественный, опытный воин, каким и должен быть вождь союза племен или раннего государственного образования.

Особый интерес представляют миниатюрные деревянные, покрытые золотой фольгой скульптуры сфинксов с телом кошки и человеческим ликом. Головы их увенчаны рогатыми коронами.

Знаковым элементом парадного облачения коней являются рога животных, венчавшие маски. Деревянные скульптуры в виде рогов горного козла имеют глубокий смысл и выходят за рамки обычного декоративно-прикладного назначения. Образ горного козла увязывается с идеей избранности погребенного человека. Горный козел – обитатель небесных вершин, особой сферы пространства, доступной лишь избранным, — осмысливался как атрибут вождя. Рога горных козлов на головных масках трех коней вождя подчеркивали божественную сущность и избранность земного владыки.

Таким образом, на некрополе Берел выделяются курганы ранних кочевников. Они разнятся по размерам и сопроводительному инвентарю, отражая социальную структуру общества. На некрополе выявлено несколько средневековых объектов. Видимо, Берельская долина оставалась священной для древних тюрков, строивших свои мемориально-культовые сооружения рядом с курганами ранних кочевников.

Берельская долина – памятник, играющий важную роль в решении отдельных проблем археологии эпохи ранних кочевников и древних тюрков и в реконструкции культурно-исторических процессов региона в целом. Находки из Береля рассказывают о системе мировоззрения и высоком уровне культуры древних номадов Казахстанского Алтая, чьи шедевры послужили прообразами изобразительного и прикладного искусства современных тюркских народов, в том числе казахов.

https://vk.com/wall-64003156_3106

Бухтарминское водохранилище

Бухтарминское водохранилище расположилась на южных склонах Алтайских гор в Восточно-Казахстанской области. Водохранилище образовано в конце 50-х годов при создании плотины Бухтарминской ГЭС на слиянии двух рек Иртыш и Бухтарма, от названия второй реки водохранилище и получило свое название «Бухтарминское» или как все местные жители его называют просто «Бухтарма» По размерам Бухтарма – один из самых крупных искусственных водоемов мира. Площадь водохранилища – 5490 кв.км. , для сравнения площадь европейского государства Люксембург в два раза меньше 2586 км2.

Протяженность линии берега – 425 км. Ширина водохранилища в долине реки Бухтарма достигает 10 км, наибольшая глубина – примерно 60 м.

Из-за внушительных размеров Бухтарминское водохранилище часто называют морем, и это не удивительно. В некоторых уголках водохранилища, сидя на берегу у края воды, можно увидеть, как его другой край сливается с горизонтом.

Живописная природа, в которой находится Бухтарма, местами густо покрыта хвойными лесами, можжевеловым кустарником и разнообразными цветами и травами. На правом берегу Бухтарминского водохранилища довольно часто можно встретить диких лисиц, зайцев, ежей и почти ручных сусликов. На левом берегу (менее освоенном человеком) лося и даже медведя. Есть здесь и причудливые гранитные скалы. Пляжи на берегах Бухтарминского водохранилища в основном песчаные, а вода идеально подходит для купания. С середины июня по конец августа вода прогревается до 24 градусов.

https://pro-tur.kz/buhtarminskoe-vodohranilishche.html

Катон-Карагайский государственный национальный парк

Катон-Карагайский государственный национальный парк

 это самый большой нацпарк в Казахстане. Его площадь превышает полмиллиона гектаров. Находится Катон-Карагай в живописнейшем районе Южного Алтая и, находясь в Казахстане, граничит с одной стороны с Россией, а с другой – с Китаем.

Это самый крупный особо охраняемый природный объект Казахстана. Территория удаленная, труднодоступная и необыкновенно живописная. Одно из тех мест планеты, где девственность природы еще не нарушена, а нога человека ступала далеко не везде.

Катон-Карагайский национальный парк – это снежные пики гор и живописные долины. Сотни горных речушек между поросшими лесом горными хребтами. Леса занимают треть территории нацпарка. Местные кедры, лиственницы и березы охраняются государством, поэтому сюда не дотягивается рука лесоруба.

В Катон-Карагае обитают около 30 видов животных и птиц, занесенных в Красную книгу. В 2014 году парк вошел в список объектов особо охраняемого наследия ЮНЕСКО. И это только некоторые из причин, по которым обязательно стоит побывать в этом необыкновенном уголке планеты.

Причина 1: Прокатиться на паромной переправе


Путь в Катон-Карагайский нацпарк лежит через Усть-Каменогорск, центр Восточно-Казахстанской области. Два часа езды на машине – и перед вами открывается вид на самое большое в Казахстане водохранилище – Бухтарминское. Это единственное в стране место, где можно воспользоваться услугами паромной переправы.

Паромная переправа – довольно редкий в Казахстане способ передвижения. На платформу вмещается около двух десятков автомобилей. 30 минут в пути – и вы уже на противоположном берегу Бухтарминского водохранилища. Пока паром несет вас к нужному берегу, можете полюбоваться красотами

Бухтарминского водохранилища. Его недаром называют внутренним морем – при наибольшей ширине в 35 километров, длина водной чаши – более пятисот. Эти места заполнили водой еще в 1960 году, при строительстве на Иртыше плотины Бухтарминской ГЭС. Еще два часа езды по асфальту – и вы в Катон-Карагайском национальном парке.

Причина 2: Полюбоваться на Белуху    


Самый узнаваемый объект нацпарка – гора Белуха. Высочайшая точка Алтая и Сибири. Сакральная вершина буддистов, старообрядцев и мистиков. Неимоверно величавое, живописное и труднодоступное место. Туда не доехать на автомобиле – добраться до подножия Белухи можно лишь на вертолете, лошадях или пешком. Гора пускает к себе не каждого.

«Это самая высокая гора в Сибири. 4506 метров над уровнем моря. Есть предание, которое гласит, что до 1900 года у нее было три вершины. Так алтайцы говорят. А в 1900 году якобы упала третья вершина, и осталось две», – рассказывает кандидат биологических наук, путешественник, член Союза писателей СССР и Казахстана Борис Щербаков.

Белуха издавна окутана ореолом мифов, тайн и легенд. Это одна из немногих гор на планете, сакральность которой признается всеми тремя мировыми религиями. Многие утверждают, что именно здесь находится загадочная Шамбала. Староверы целыми поселениями уходили сюда в поисках счастливой страны «Беловодье». Издревле тюрки верили, что на Белухе обитает Умай – женское божество, уступавшее в силе лишь могущественному Тенгри. Кто-то считает, что именно отсюда великий Будда-Гаутама пришел в Индию.

«Белуха – это средоточие мудрости и святости. Там жили горные духи. А люди всегда, приходя сюда, стремились к самоочищению и благополучию. Я не слышал, чтобы где-то еще с таким почтением относились к горе», – говорит Борис Щербаков.

Сакральностью и тайной в этих местах пропитано все. Есть, например, в местных горах часовня. Ее в 2004 году построил меценат, которому во сне указали на это место. Во время пожара в 2008 году, когда выгорел весь окружающий часовню лес, она не сгорела. Говорят, что огонь кольцом опоясал деревянное здание, но остановился и не тронул его. А за усмирением огненной стихии с высоты своих пиков взирала величавая Белуха.

Причина 3: Принять ванны в Рахмановских источниках


В Катон-Карагайском нацпарке есть несколько горных озер. Это – одно из наиболее живописных, называется Рахмановское. С высоты Рахмановское озеро очень напоминает растянувшегося медведя. Он будто прилег отдохнуть в живописной зеленой долине. Говорят, что столетие назад местный охотник Рахман подстрелил в этих горах марала. Он гнался за раненым животным, пока тот не опустился в воды бьющего из-под земли источника. Ключевая вода исцелила рану. С тех пор эти места называют Рахмановскими ключами, а радоновые ванны принесли краю славу уникальной здравницы.

«Естественная температура здесь 37-40 градусов. Оседая на коже человека, радон оказывает стимулирующее и регенерирующее действие. Мы применяем радоновые ванны при болезнях кожно-мышечной системы: миозите, остеохондрозе, артрозе и артрите», – рассказывает врач Ольга Орешкина.

Образование радона связывают с продуктами распада радиоактивных элементов, которые содержатся в редких минералах гранитов. Считается, что в мире нет и десятка подобных источников.

Говорят, что люди, побывавшие на Рахмановских ключах однажды, обязательно возвращаются сюда вновь. И дело не только в медицинской составляющей. Здесь особая духовная атмосфера.

«Говорят, что Шамбала – это место силы, тонких миров. Я думаю, что это правда. Это место дает какую-то гармонию и равновесие. У людей, которые сюда приезжают, меняются судьбы. Я общаюсь со многими из них после поездки – они выздоравливают, рожают детей, женятся, их жизнь меняется к лучшему», – рассказывает сотрудница санатория Галина Матвеева.

Причина 4: Побывать на местных водопадах


Еще одна из причин побывать в Катон-Карагае – полюбоваться его восхитительными водопадами. Здесь их несколько. На горных реках нацпарка насчитывают несколько десятков водопадов разного типа. Один из них называют по имени образовавшей его реки – Арасан.

В народе его знают как «Усы батыра». Возможно, какие-то части каскада напомнили кому-то растительность на лице казахского богатыря. Как бы то ни было, взглянуть на красоту этих рек и гор приезжают не только казахстанцы, но и гости из стран-соседей.

Еще один водопад носит название «Волосы Вероники». Длинный и узкий, издали он на самом деле напоминает тонкую девичью косу.

Причина 5: Проехать по Старо-австрийской дороге


Еще одна достопримечательность этих мест – Старо-австрийская дорога. Почти 150 километров пути по живописным горным ущельям и лесным массивам.

Австрийской эту дорогу называют потому, что строили ее пленные венгры, чехи и словаки, которые воевали на стороне Австро-Венгрии в Первую мировую войну. Титанический труд позволил одними кирками и лопатами проложить путь через горные леса, реки, перевалы Мраморный и Бурхат. Тогда дорога имела стратегическое значение – она позволяла быстро перебрасывать силы и вооружение на укрепление границы с Китаем. Сейчас она вновь реставрируется и сегодня уже позволяет на внедорожниках напрямую добраться из Катон-Карагая до озера Маркаколь.

Эти места можно без преувеличения назвать природной сокровищницей Казахстана. Каждый поворот открывает новые картины, а пейзажи будто пытаются перещеголять друг друга красотой и необычностью. Хотя вряд ли пытаются. В этом краю все естественно и неиспорченно. Возможно, поэтому побывавшие здесь отдыхают не только телом, но и душой.

«Почему здесь стоит побывать? Здесь вы очищаете свою душу от быта, от прагматики. Тут вы начинаете совершенно по-другому мыслить. Начинаете понимать глубину жизни, чувствуете, что становитесь добрее и светлее», – говорит руководитель восточно-казахстанского областного литературного объединения, член Союза писателей России Наталья Матвеева.

Пожалуй, это – главная причина, по которой люди преодолевают границы и бездорожье, чтобы увидеть места, которые уже не дадут о себе забыть.

https://mir24.tv/news/16277550/pyat-prichin-poehat-v-katon-karagai

Долина Киин-Кериш

Долина Киин-Кериш: загадочные марсианские пейзажи города духов

Среди пустынных долин, насыпей и башен старинных городов и замков тянется к небу… и это не мираж, это Киин-Кериш, необычайной красоты эоловый город, или как его называют «Город духов».

Построенный из третичной глины это невообразимое по своей красоте место сочетает уникальные красные, белые и желтые строения. Вдали яркие глиняные скалы и пропасти Киин-Кериша похожи на огненные языки пламени, развевающиеся на ветру. Поэтому эти скалы называют «Пылающие скалы».

Главная ценность Киин-Кериша небольшие слои глины и песка с пробивающимися изредка растениями будто пришедшими из тропического прошлого этой местности (пальмы, магнолии, араукарии и др.) и встречающимися останками позвоночных (носороги, крокодилы, черепахи и саламандры). Киин-Кериш – это «окрашенный» глиняный каньон, расположенный в 120 км. от города Курчум (2 часа пути). Дорога до каньона – разбитый асфальт, поэтому рекомендуемая скорость – 60-50 км/ч + 15 км на грунтовом участке.

Ландшафт каньона просто потрясающий по своему разнообразию: равнины, соляные пятна, полосы луговой растительности соседствующие с высохшими ручейками, которые исчезают летом.

Посреди этих пустынных низменностей в 15 км. расположен Киин-Кериш. Жаркий климат доминирующий здесь в сочетании с полным отсутствием воды создают фантастически живописную и мистическую атмосферу.

Привлекает внимание флора и фауна этой местности. Кроме саксаула, растительный мир представлен 2-мя редкими видами растений, охраняемый на региональном уровне. Ферула Крылова (Ferula krylovii Korov) и атрафаксис серый (Atraphaxis canescens Bunge).

Киин-Кериш и его окрестности это единственное место в Зайсанской впадине, где обитают редкие виды животных. Среди них млекопитающие, занесенные в Красную книгу Казахстана, желтый лемминг (Lagurus luteus Eversm). Этот представитель фауны, также как и другие представители животного мира Киин-Кериша представляют особый интерес ученых, поскольку они находятся на грани исчезновения в настоящий геологический период. Во времена их наивысшей популяции они были объектом добычи хищных млекопитающих и птиц, которые занесены в Красную Книгу.

В глиняных обрывах Киин-Кериша гнездятся следующие разновидности птиц: филин (Bubo bubo L), сокол-балобан (Falco cherrug J.E.Gray), степной орел (Aqulia nipalensis Hogs), зарегистрированные в Красной Книге Казахстана. Также здесь можно наблюдать беркута (Aquilia chysaetos L), (Pterocles orientalis L), (Syrrhaptes paradoxus Pall).

Кроме птиц, рекомендуемых к охране на региональном уровне свои гнезда в горах Киин-Кериш строят степная пустельга (Cerchneis naumanni Flesch), (Buteo rufinus Cretzschm), центральноазиатский канюк (Buteo hemilasius Swinh).

Отсутствие должной охраны ландшафта обусловлено недостаточной экономической развитостью данного региона. На самом деле здесь обитают редкие исчезающие виды животных: дрофа (О tis tarda ), джек (Otis undulata), кречетка (Chettusia gregaria), чернобрюхий рябок (Pterocles orientalis), пустынный сорокопут (Lanius exubitor).

Во второй половине дня мы двигаемся вдоль границы Зайсанской впадины и Южного Алтая, которая четко различима в этом месте, равнинная пустыня резко переходит в горные вершины изрезанные высохшими ущельями. Поэтому флора и фауна здесь смешана, одновременно можно увидеть представителей, обитающих в горной и пустыной местности.

Здесь встречаются некоторые интересные виды растений, такие как разнолистный тополь (Populus diversifolia), зайсанский мордовник (Echinops zaissanicus) – южноалтайский эндемик – полынь горькая (Artemidia), солончак (Chenopodiacea), вяз (Caragana arborescens), ирис (Iridaceae), тюльпан (Tulipa).

Наше путешествие мы продолжаем, двигаясь около 20 км. к мысу Бархот и Бакланный (недалека от гор Шекельмес) по грунтовой дороге. Узкие песчаные полосы, шириной 100-200 метров вытянуты к центру озера на 3-3,5 км.

Здесь можно наблюдать целое семейство пеликанов и больших бакланов, которые нежатся на песчаном берегу. Закат здесь необыкновенно красивый, его краски проникают в озеро и озаряют ландшафт пустыни яркими цветами: оранжевыми, желтыми, красными… Ночи озарены темным небом с огромными сверкающими звездами, теплым ветерком, насыщенным терпким запахом пустынных трав, шумом волн. Все это оставляет у городских жителей и туристов незабываемое впечатление от увиденного…

https://www.orexca.com/rus/kazakhstan/ecosites/kiin_kirish_canyon.htm

Рахмановское озеро

Рахмановское озеро, расположенное среди крутых лесистых склонов гор на высоте 1760 метров над уровнем моря поражает своей красотой.
Около него имеются выходы термальных вод с температурой плюс 22 – 43 градуса С, по своим целебным качествам близки к водам термальных вод города Цхалтубо, который находится на западе Грузии и Белокурихи в России в Алтайском крае.
Впадает в озеро небольшая речка Верхняя Арасан, длиной 2,6 километра, шириной 600 метров, глубина в реке достигает 30 метров. Озеро Большое Рахмановское расположено на территории Катон-Карагайского национального парка.
Озеро находится в узкой долине зажатой среди крутых лесистых склонов гор. Ключи давно славятся своими радиоактивными источниками. Его площадь равна 1,14 кв.км, длина – 2,6 км. ширина – 0,6 км. длина береговой линии – 5,6 км.
Вода озера красивого зеленовато-синего цвета, прозрачность достигает глубины более 7 метров. В летнее врем поверхностные слои не прогреваются выше 10 – 12 градусов.
Температура воды дна около 4,5 градусов. Такая низкая температура объясняется высокогорным положением и сравнительно большой глубиной (максимальная глубина 30,6 метров) озера, а также притоком в него воды из холодных ключей.
Озеро проточное, питается за счет воды рек и снеготаяния. Дно озера покрыто бурым илом. Береговая полоса устлана песком, галькой и крупными валунами. Озеро с севера и юга окружено довольно скалистыми хребтами, более полого спускаются к озеру хребты, примыкающие к юго-западному побережью. 
Вытекает из озера река Нижняя Арасан (Рахмановка). В Рахмановском озере аккумулируется более 20 млн.кубометров воды. На северо-западном берегу озера, на небольшой прибрежной площадке находятся теплые радиоактивные источники, которые у местного населения носят название «Арасан» (теплый источник).
Высокие массивы гор окружают озеро с трех сторон. Горы покрыты стройными лиственницами, кедрами, березой ивой. Особенно величественна растительность береговой полосы: вековые кедры и темно-зеленые ели окаймляют его зеркальную поверхность.
С деревьев свисают лишайник-бородач. На озере гнездятся утки-атайки, которые своих детенышей высиживают в окрестных скалах, после того, как серые утята подрастают, заботливые мамаши провожают их берегу озера.     

 https://silkadv.com/en/content/rahmanovskoe-ozero

Сибинские озера

Сибинские озера — 85 километров от областного центра Усть-Каменогорска. Час езды по неплохой заасфальтированной дороге. Добраться до уникального природного комплекса, к счастью, несложно. Сложнее уехать отсюда, так до конца и не насладившись свежим влажным воздухом, причудливыми видами местных скал и манящей прохладой чистейших озер. Почему Сибинские? Сравните: казахское «сабын», татарское, булгарское «сапун» или «сабун», саха-якутское «себиян» и калмыцкое «сибын». В переводе это означает «мыло». Еще в древности эти озера, расположенные среди живописных гор, являлись местом, где пересекались пути кочевий и устраивались стоянки для отдыха, стирки одежды, купания. И в настоящее время берега озер продолжают оставаться излюбленным местом отдыха жителей индустриального областного центра и туристов.

Сибины – это группа из пяти озер продолговатой формы. Каждое имеет свое название: Садырколь, Торткара, Шалкар, Коржинколь и Караколь. Если смотреть на озера из космоса, то сверху они напоминают отпечаток когтей медведя, который поцарапал землю, после чего выемки заполнились водой. К слову, медведи в этих местах действительно водятся. Но на глаза людям косолапые, к счастью, предпочитают не попадаться. Впрочем, адреналина здесь и без них хватает. Когда и как появились эти озера в горном массиве – загадка природы. Кто-то выдвигает гипотезу о том, что в это место врезался в свое время раздробившийся на части метеорит. И именно этим объясняется фантастическое нерукотворное нагромождение скальных валунов весом в сотни тонн вокруг озер. В любом случае, пейзажи действительно космические! Площадь гранитного массива составляет около 280 квадратных километров. Крупнозернистые и гигантозернистые граниты окрашены в светло-cерый или розоватый цвета. Гранитные купола разделены чашеобразными впадинами. В пяти самых глубоких и расположены Сибинские озера.

В северной части Сибинского массива встречаются наскальные изображения животных. Еще один интересный объект геологического туризма – россыпное месторождение редких минералов пегматитовых жил. Преимущественно встречается красный гранат – альмандин. В этих местах можно найти также лепидолит, рубеллит, черный турмалин. С горных вершин Байга, Медведка, Коктау и одноименных перевалов открываются великолепные панорамы окружающей местности. В основном это нетронутая человеком природа, но в последние годы здесь появляется все больше объектов туристической инфраструктуры, в том числе базы отдыха и оздоровительные центры. Чистейшая вода Сибинских озер привлекает немало отдыхающих и любителей порыбачить или даже поохотится с гарпуном. Общая площадь Сибинских озер – 5,56 квадратных километров, глубина от 2,5 до 38 метров. Через все озера протекает безымянный ручей. Питаются горные водоемы грунтовыми водами, за счет речного стока и атмосферных осадков. Интересно, что на дне Сибинских озер растут настоящие кораллы! По словам местных любителей подводного плавания, они ничем не отличаются от морских, такие же разноцветные, схожие по форме. Но, говорят, почему-то мягкие. Скорее всего из-за нехватки солей или кальция. На глубине растут и кувшинки. Стебли, словно стволы деревьев, длинные и толстые. А наземная флора представлена видами, характерными для засушливых областей: ковыль, мятлик, осока. Немало здесь лекарственных растений: кровохлебка, тысячелистник, подорожник и другие. Наиболее живописны северные скалистые берега озер. Однако попасть сюда можно только вплавь, или же спускаясь с гор. Впрочем, такой путь пользуется большой популярностью у туристов. Пользуются уединением и любители полного слияния с природой. На берегу Шалкар имеется нудистский пляж. При этом известен он не только среди туристов из Казахстана, но и среди иностранцев. Из-за чистого золотистого песка его также называют «золотым пляжем». А зимой на Сибины отправляются любители подледного лова и автовладельцы, желающие погонять по ровному льду. Конечно же, такие красивые места не могут обойтись без легенд.

На протяжении многих столетий территория Казахстана являлась постоянным местом «встречи» трех мировых религий: ислама, христианства и буддизма. Недалеко от западного озера сохранились остатки крупного буддийского храма – Аблайкитского монастыря, который был построен в 1654 году Абылай-ханом и оказался разрушен во время боев с джунгарами. Первые исследователи Аблайкита обнаружили и собрали великолепную библиотеку тибетских манускриптов, которые были закопаны неподалеку. Коллекция манускриптов отправлена в Санкт-Петербург, а затем во Францию для расшифровки. Здесь же, следуя преданиям, был зарыт или затоплен на дне одного из озер клад, в котором была спрятана золотая статуя Будды, по размеру превышающая оригинал. Эта легенда до сих пор не дает покоя многим дайверам…

https://travel.rambler.ru/other/42926824-tayny-sibinskih-ozer

Шиликтинская долина

Шиликтинская долина представляет собой равнину длиной 80 км, окруженную горами Тарбагатай, Монрак, Сауыр- Сайхан. Это действительно Царская долина, поражающая количеством огромных курганов, их более 200, тянущихся несколькими цепочками.

Элитарные памятники раннего сакского времени Шиликты расположены в центре уникального природного комплекса.

Главной ценностью территории является историко-культурный ландшафт, образованный гармоничным воздействием природы и многовековой деятельности человека , нашедшей отражение в характере исторических памятников.

В 1960-х годах археологом С.С. Черниковым был раскопан курган № 5, в котором было найдено 524 золотых предмета. Бляшки в виде «летящего оленя», изображение орлов, рыбы, кабана поражают совершенством, экспрессией. Продолжение сенсационных открытий связано с исследованиями казахстанского археолога А.Т. Толеубаева.

В 2003 году яркие находки сделаны в результате раскопок кургана № 1, который выделялся особыми размерами и местоположением. Под насыпью почти восьмиметровой высотой была обнаружена усыпальница, построенная из бревен лиственницы.

При выявлении грабительского лаза подтвердилось нарушение погребения. Обнаружение черепа человека позволило антропологам создать реконструкцию внешнего облика царской персоны. Было найдено 4333 золотых изделия: бляхи в виде барса, беркута, оленя, волчонка, архара. Подлинный шедевр искусства древних кочевников — это бляшка, содержащая геральдическую композицию из двух оленей.

В 2016 году памятник был включен в проект областного акимата «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 гг.».

Раскопки продолжились на кургане №16.

В кургане была обнаружена разграбленная гробница из листового золота: бляшки в виде оленей, беркута-грифона, кошачьего хищника, нашивки на одежду геометрической формы. Очень важно то, что удалось проследить архитектуру надмогильного погребального сооружения , строительную технологию. Датируются материалы VII-VI вв. до н.э.

Уникальность памятника: Шиликтинские золотые украшения являются наиболее ранними в искусстве саков.

Они предназначались для ношения при жизни, сакский правитель одевал одежду, украшенную этими золотыми бляхами, при важных празднествах и торжествах. Этот парадный костюм былреконструирован учеными. Найден самый ранний не только в Казахстане, но и во всем Евразийском пространстве уникальный «золотой человек». Материалы датируются раннесакским временем VIII -VII вв. до н.э. Эти раскопки на некрополе Шиликты относятся к числу выдающихся открытий последних лет, повлиявших на реконструкцию культурно-исторических процессов, происходивших в нашем крае в середине I тыс. до н.э.

https://olketanu.pushkinlibrary.kz/ru/sakralnaya-geografiya-vostochniy-qazaqstan/shiliktinskaya-dolina.html

Озеро Маркаколь

Озеро Маркаколь – одно из красивейших озёр в Казахстане. Оно расположено на высоте 1447 м над уровнем моря. Природа вокруг озера завораживает с первого взгляда. Оно окружено густыми лесами, так как озеро находится в горной местности, то частично берега озера обрывается крутыми склонами, а в некоторых местах покрыты лугами. Озеро Маркаколь находится в Маркакольской котловине, окруженной хребтами Курчумский и Азутау.

Само озеро имеет овально-вытянутую форму с севера-востока на юго-запад. Длина озера – 38 км, ширина 19 км, площадь 455 кв. км, глубина около 14 м. Из озера течёт река Кальджир.

При ярком солнечном свете озеро Маркаколь приобретает яркую синюю или голубую окраску, а при перемене погоды, во время дождей или снегопадов, озеро становится серо-чёрным или серебристым. Вода в озере прозрачная и чистая. На зиму озеро замерзает. Оледенение начинается приблизительно в 20-х числах ноября. Толщина льда на озере достигает 60-120 см.

Озеро и прилегающие к ней территории были объявлены 4 августа 1976 года заповедником. Общая площадь заповедника 71,3 тыс.га. 11 декабря 2007 года правительство республики Казахстан расширило территорию заповедника до 102 979 тыс. га.

Целью создания заповедника стала охрана и сохранение природы, лугов, тайги, и горных лесов на склонах гор Алтая в районе озера Маркаколь. Растительный мир озера включает в себя более 700 видов растений. Животный мир заповедника насчитывает около 55 видов млекопитающих, среди которых лось, марал, бурый медведь, кабан, волк, росомаха, соболь, норка и снежный барс.

Не менее богат и разнообразен водный мир заповедника. В озере обитают ускуч, хариус, вьюн и многие другие редкие виды рыб. Так же на озере обитают множество редких видов птиц: черный аист, рябчики, куропатки, кеглик, пустельга и др. Ради сохранения этих редких видов животных и птиц и был открыт заповедник.

https://www.advantour.com/rus/kazakhstan/nature/markakol.htm

Кнопка "Наверх" с иконкой