27 февраля 2024


РЕКТОР ВКУ О ТРЕНДАХ НА РЫНКЕ ТРУДА

Друзья, в условиях активно изменяющегося современного мира так же быстро меняется рынок труда. Одни профессии возникают и становятся популярными, другие специальности оказываются менее востребованными и уходят в прошлое. Для того, чтобы всегда быть в курсе событий, несколько лет назад государство внедрило Атлас новых профессий.
Он является руководством для тех, кто стремится к успеху в современном мире, где технологический прогресс и социальные изменения непрерывно меняют трудовую сферу.
Кроме того, Атлас играет важную роль в разработке образовательных программ, адаптированных к требованиям будущего рынка труда. Этот инновационный инструмент помогает учебным заведениям, в частности ВКУ им. С. Аманжолова, выстраивать стратегию подготовки специалистов, основанную на актуальных и передовых задачах.
Если обозначить самые популярные компетенции будущего, то это 5 ведущих трендов: внедрение роботов и умных систем, цифровизация, истощение природных запасов сырья, усиление экологических норм и развитие рециклинга, изменение потребительских предпочтений населения.
Опираясь на содержательную информацию Атласа новых профессий, наш вуз старается внедрять новые образовательные программы с учетом пользы для региона и страны в целом. К примеру, одна из самых уникальных и значимых для Востока образовательных программ — «Гидроэкология, менеджмент и трансграничная водная безопасность». Как мы знаем, правительство страны на повестку дня поставило вопрос решения проблем, связанных с водоснабжением, водной безопасностью, загрязнением водных ресурсов и снижением биоразнообразия флоры и фауны водных объектов. А поскольку большая часть территории республики представляет собой полупустынную зону, подготовка будущих специалистов в этой области приобретает все большее значение.
Основная цель новой ОП — это обучение квалифицированных специалистов, способных заниматься водной безопасностью, модернизировать систему водопотребления за счет использования новых цифровых технологий, интегрировать ГИС – технологии и осуществлять современные методы химического анализа.
Не менее важным является вопрос нехватки кадров в педагогике. Особенно это касается педагогики в инклюзивной среде, ведь на сегодня в Казахстане насчитывается около 160 000 детей с особыми образовательными потребностями. Более 10% из них проживают в Восточно-Казахстанской области.
Учитывая эти и другие нюансы, в вузе реализуются инновационные ОП: «Педагог ранней поддержки» и «Эргопедагог». Новоиспеченные специалисты после окончания вуза могут работать в дошкольных организациях образования, в кабинетах психолого-педагогической коррекции, в реабилитационных и медицинских центрах, поликлиниках и Домах ребенка. Трудоустройство гарантировано.
Отмечу, не так давно в ВКУ был запущен проект «Мамандығым-Болашағым», основная цель которого прогнозирование изменений на рынке труда в регионе и ранняя профессиональная ориентация студентов. Реализация этого проекта в альма-матер – дополнительная поддержка выпускников перед новым этапом жизни.
В целом, для нашего региона всегда будут актуальны специалисты в сфере горной промышленности, транспорта, образования, медицины и экологии. Считаю, что у будущего поколения есть все возможности получить достойное высшее образование на малой родине для ее дальнейшего развития.