Аңыз адам
“Қазақстанның фашизмді талқандауға қосқан орасан зор үлесін ескере отырып, келе жатқан мерейтой
еліміз үшін ерекше маңызға ие».
Қазақстан Республикасының Президенті
Қасым-Жомарт Кемелұлы Тоқаев
НҰРҒАЛИЕВ ҚҰМАШ НҰРҒАЛИҰЛЫ
1925 – 1988жж.
педагог, КСРО Халық мұғалімі (1981), II-дүниежүзілік соғыс ардагері
Алғаш Қатонқарағайдағы Сұлтанмахмұт Торайғыров ұстаздық еткен Шыңғыстай мектебінде білім алған. Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университетiнiң тарих факультетін бітірген (1955). 1946 –1957 ж. мұғалім, Марқакөл ауданындағы Сорвенка ұжымдық мектебінің директоры
1957 жылдан өмірінің соңына дейін Боран орта мектебінің директоры қызметін атқарды.
Құмаш Нұрғалиұлы — Жауынгерлік Қызыл Ту, Ұлы Отан соғысының I дәрежелі ордені, 5 медальмен, Ленин, Еңбек Қызыл Ту ордендерімен марапатталған, сонымен қатар «КазКСР-ның еңбегі сіңген мұғалімі», «ҚазКСР-нің халық ағарту ісінің үздігі», «КСРО ағарту ісінің үздігі», «КСРО Халық Мұғалімі» атақтары мен КСРО Жоғарғы Кеңесінің Құрмет грамоталарына ие болды.
Өзі негізін салып, білім берудегі озық технологиямен жабдықталған бірден-бір білім ордасы ретінде атағын күллі Кеңестер Одағы көлемінде белгілі болған Боран ауылындағы орта мектепке Нұрғалиев Құмаш есімі берілген (1992 жыл 22 ақпан). Шығыс Қазақстан облысы әкімшілігінің шешімімен 1995 жылдан Өскемен қаласындағы №43 мектепке Халық Мұғалімі Құмаш Нұрғалиевтің есімі берілді. Қазірде Өскемен қаласында Құмаш Нұрғалиев атындағы кәсіптік колледж бүгінгі еңбек қоғамына қажетті білімді мамандар даярлауда қарымды еңбек етуде.
Нургалиев Т.К.
Дисс…канд.пед.наук по специальности 13.00.01 –общая педагогика. Алма-Ата, 1992 г
Развитие педагогических идей в новаторской деятельности Народного учителя СССР Кумаша Нургалиева.
Кульчимбаева Б.С.
Дисс…к.п.н. 13.00.01 –общая педагогика. Алма-Ата, 1996 г.
Халық мұғалімі Құмаш Нұрғалиевтің қызметі мен кәсіби мұрасы: тарихи талдау
Чекетаева Р.С
Дисс…Тарих ғылымдарының кандидаты, 07.00.02 мамандығы бойынша / Астана, 2010.
Республиканские педагогические чтения «Творчество, инновации в педагогической деятельности»
27 февраля 2025 года состоялись республиканские педагогические чтения «Творчество, инновации в педагогической деятельности», приуроченные к 100-летию Народного учителя СССР Кумаша Нургалиева.
Это масштабное мероприятие собрало ведущих педагогов, ученых, представителей образовательных организаций и государственных структур, чтобы обсудить современные подходы к обучению и воспитанию, а также почтить память великого педагога.
В торжественном открытии мероприятия приняли участие заместитель акима Восточно-Казахстанской области Ербол Жолдасбекулы Нургалиев, депутат IV
и V созывов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, кандидат педагогических наук Светлана Ивановна Ферхо, председатель Комитета среднего образования Министерства просвещения РК Қаныбек Бекболатұлы Жұмашев, а также ректоры вузов, представители образовательных учреждений, методических центров, библиотек, ветераны педагогического труда и победители республиканских конкурсов.
В педагогических чтениях приняли участие около 1000 человек. Очно присутствовало 100 участников, в онлайн-формате — около 300. По направлению среднего образования подано 165 заявок, по направлению технического и профессионального образования (ТиПО) — 160 заявок.
Основной целью чтений стало обсуждение инновационных и творческих подходов в образовательном процессе, основанных на ценностно-ориентированном педагогическом наследии Кумаша Нургалиева. В рамках мероприятия были проведены пленарное заседание и секционные дискуссии, в ходе которых участники делились опытом, рассматривали актуальные тенденции и обменивались практическими решениями по повышению качества образования.
Пленарная часть мероприятия прошла в Доме учителя, где были представлены доклады ведущих специалистов в области образования. Затем участники продолжили работу в секциях, организованных на базе Высшего колледжа имени Кумаша Нургалиева и Школы-лицея №43 имени Кумаша Нургалиева, где обсуждались актуальные вопросы управления образовательными учреждениями, внедрения инновационных технологий и цифровых решений в учебный процесс.
Республиканские педагогические чтения стали важной площадкой для обмена передовым опытом, демонстрации инновационных практик и укрепления сотрудничества среди педагогического сообщества.






