Кафедра педагогического образования и менеджмента
Кафедра теории и методики начального образования возникла в структуре УКПИ в 1958 году под названием факультета по подготовке учителей начальных классов, который возглавлял Коротких Л.А. Среди её преподавателей: к.п.н. Голованов Ф.Г. (педагогика и каллиграфия), Рулева В.М. (методика русского языка), Азимова А.И. (методика математики), Сорокин И.В. (рисование), Романов В.В. и Лозовой В.И. (труд), Протопопова П.М. (история педагогики), Кукорева С.М. (психология), Астраханцева Л.Г. (пение). В 1965 г. кафедра с измененным наименованием–методики начального образования–была расформирована, а преподаватели вошли в состав кафедры педагогики и психологии. Была создана кафедра музыки и пения во главе с Колыхаловой Л.К.
В 1967 г. факультет по подготовке учителей начальных классов был закрыт. В 1978 году кафедра являлась подразделением исторического факультета. Первыми преподавателями «отделения начальных классов» были Федотова Л.А., Иванова Н.И., Байдукашева Р.М., Бейлина Е.П., которые внесли весомый вклад в работу этого коллектива.
В 80-е годы на кафедру пришли Гайфуллина М.К., Митрофанова Н.И., Чукотаев М.Н., Грабельникова Л.П., Курдюмова В.Ф., Бенеш Н.И.
В 1985-1991 кафедрой заведовала к.б.н., доцент Федотова Л.А. В этот период состоялся переезд факультета из главного корпуса в филиал а ул.Бажова, 7. Силами преподавателей и студентов был произведен ремонт здания, создана материальная база, оборудованы учебные кабинеты. В 1991 году в связи с преобразованием факультета кафедра получила название — теории и методики начального и дошкольного образования. Ее возглавила к.п.н., доцент Бенеш Н.И. (1991-1998). По заказу ГорОО кафедра разработала хоздоговорную тему «Свободное развитие младших школьников» (рук. – Бенеш Н.И.). При кафедре на базе Средней школы №37 был создан экспериментальный класс, в котором вели занятия Бенеш Н.И. (русский язык), Гайфуллина М.К. (математика), Иванова Н.И. (география), Грибанова Т.В. (изобразительное искусство).
В 1995 кафедра теории и методики начального и дошкольного образования (ТиМНО и ДО) была разделена на 2 кафедры: с государственным и русским языками обучения.
Кафедру с преподаванием на государственном языке возглавили к.п.н., проф. Аубакирова Л.Р. (1995-1998), затем, после объединения двух кафедр– к.п.н., проф. Чукотаев М.Н. (1999-2007).
Впервые были введены специализации «Иностранный язык» и «Школьный психолог». Открыта специальность «Дошкольное обучение и воспитание». Подверглись модернизации все учебные планы, разработаны методические рекомендации по программам МОНРК.
С 2007 по 2014 гг. кафедрой руководила д.п.н., профессор Нагымжанова К.М.
В 2008-2009 учебном году при кафедре открыта магистратура по специальности «Педагогика и методика начального обучения», а в 2012 году - по специальности «Дошкольное обучение и воспитание».
В 2013 году кафедра педагогики и социальной работы объединена с кафедрой психологии и стала называться кафедра педагогики и психологии, в 2015 году произошло объединение с кафедрой ПиМНО, объединенная кафедра получила название – кафедра педагогического образованияи менеджмента.
В 2014 году возглавила кафедру теории и методики начального образования к.п.н. Радченко Н.Н.
В 2015 году, в результате реформирования, произошло слияние двух кафедр педагогики и теории и методики начального образования. Объединенная кафедра стала называться – кафедра педагогического образования и менеджмента.
В настоящее время кафедра представляет собой большой дружный коллектив единомышленников, сплотивший специалистов высокого уровня, профессионалов, преданных делу подготовки высококвалифицированных кадров в сфере дошкольного, начального и среднего образования. Научно-практическая деятельность кафедры отражает последние достижения науки и практики, обеспечивая актуальный отклик на потребности образовательных учреждений в высококвалифицированных специалистах по работе с дошкольниками и школьниками. Проблематика научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры связана с поиском эффективных методов повышения квалификации педагогических работников и руководителей учреждения образования, а также с совершенствованием образовательного процесса в учреждениях образования Республики Казахстан.
Кафедра – это команда профессионалов, любящих свою работу и университет, увлеченных педагогикой – самой гуманной из наук, ответственно служащих делу обучения и воспитания молодежи, помогая ей в личностно-профессиональном развитии и самореализации.
В 2021-2022 учебном году кафедра получила номинацию «Лучшая кафедра года». И сегодня кафедра педагогического образования и менеджмента – одна из ведущих кафедр университета. Возглавляет её доктор PhD Есполова Г.К.
ЕСПОЛОВА ГУЛЬДЕН КАЛИОЛДАНОВНА
Заведующий кафедрой педагогического образования и менеджмента
ЕСПОЛОВА ГУЛЬДЕН КАЛИОЛДАНОВНА
Заведующий кафедрой педагогического образования и менеджмента
В 2018 году поступила в докторантуру Жетысуского государственного университета имени Ильяса Жансугурова по специальности «Педагогика и методика начального обучения», в 2021 году успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Формирование исследовательской компетентности учащихся начального класса в обновленном содержании образования» и получила степень доктора философии (PhD). Гульден Калиолдановна активно занимается научно-творческой работой. Автор более 40 научных трудов, из них 1 учебное пособие (соавторы), 3 учебно-методических пособия (соавторы), 9 статей в журналах, входящих в международную базу данных Scopus (Скопус).
Член Совета «Молодые ученые», созданного в 2018 году в Казахском национальном женском педагогическом университете. С 1 сентября 2022 года заведующий кафедрой педагогического образования и менеджмента.
Руководитель призеров республиканских педагогических олимпиад и научно-исследовательских работ студентов (I, II, III степени). Отличается ответственностью, требовательностью, стойкостью к позициям студентов, которых она преподает.
Список студентов-победителей на конференциях, олимпиадах в Казахстане и странах СНГ за последние три учебных года
№ | Ф.И.О. студента | № группы, курс | Год получения награды, грамоты (указать призовое место) | Наименование конференции, олимпиады (статус) | Место проведения |
2020 год | |||||
1. | Бакытжан Әсел | 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание» | 3 место | ХІ Республиканская предметная олимпиада 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание | Кызылординский государственный университет им. Коркыт ата г.Кызылорда |
2. | Турганбаева Анар | 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание» | 3 место | ХІ Республиканская предметная олимпиада 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание | Кызылординский государственный университет им. Коркыт ата г.Кызылорда |
3. | Мұратқызы Еркежан | 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание» | 3 место | ХІ Республиканская предметная олимпиада 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание | Кызылординский государственный университет им. Коркыт ата г.Кызылорда |
4. | Жумагалиева Айгерім | 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание» | 3 место | ХІ Республиканская предметная олимпиада 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание | Кызылординский государственный университет им. Коркыт ата г.Кызылорда |
5. | Канашева Аяулым | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения» | 2 место | ХІ Республиканская предметная олимпиада 5В010200 «Педагогики и методики начального обучения» | Международный университет им. Яссауи г.Туркестан |
6. | Болат Жадыра | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения | 2 место | ХІ Республиканская предметная олимпиада 5В010200 «Педагогики и методики начального обучения» | Международный университет им. Яссауи г.Туркестан |
7. | Мырзакабылова Айсана | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения | 2 место | ХІ Республиканская предметная олимпиада5В010200 «Педагогикии методикиначального обучения | Международный университет им. Яссауи г.Туркестан |
8. | Болат Жадыра | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения 2-курс | 1 место | Республиканский конкурс научно-исследовательской работы студентов | ЖГУ им. И.Жансугуроваг.Талдыкурган |
2021 год | |||||
9. | Канашева Аяулым | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения 2-курс | 1 место | Республиканский конкурс научно-исследовательской работы студентов | ВКУ им.С.Аманжолова |
10. | Жумагалиева Айгерім | 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание» | 1 место | Республиканский конкурс научно-исследовательской работы студентов | ЖГУ им. И.Жансугуроваг.Талдыкурган |
11. | Маслова Татьяна | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения 2-курс | 3место | Республиканский конкурс научно-исследовательской работы студентов | ВКУ им.С.Аманжолова |
2022 год | |||||
1 | Адалбек Жаркынгул | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения | 2 место | ХІІ Республиканская предметная олимпиада 5В010200 «Педагогики и методики начального обучения» | Алматы, КАЗНПУ им.Абая |
2 | Бибазарова Гулим | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения | 2 место | ХІІ Республиканская предметная олимпиада 5В010200 «Педагогики и методики начального обучения» | Алматы, КАЗНПУ им.Абая |
3 | Әдікеріқызы Аружан | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения | 2 место | ХІІ Республиканская предметная олимпиада 5В010200 «Педагогики и методики начального обучения | Алматы, КАЗНПУ им.Абая |
4 | Сабыр Наргиз | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения | 2 место | ХІІ Республиканская предметная олимпиада 5В010200 «Педагогики и методики начального обучения» | Алматы, КАЗНПУ им.Абая |
5 | Ергали Айжан | 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения | 1 место | Республиканский конкурс научно-исследовательской работы студентов 1 место | ЖГУ им. И.Жансугуроваг.Талдыкурган |
6 | Калиахметова Акнур | 5В010100 «Дошкольное обучения и воспитание» | 2 место | Республиканский конкурс научно-исследовательской работы студентов | Астана Евразииский гуманитарный университет |
Воспитательная работа в кафедре педагогического образования и менеджмента направлена на формирование профессиональных, социальных, интеллектуальных, нравственных, творческих качеств личности и здорового образа жизни студентов, которые активно участвуют в процессах реализации государственной молодежной политики Казахстана, в различных акциях, мероприятиях совместно с молодежными организациями «Жас Отан» и др.
Работа нового учебного года начинается с обсуждения, организации, утверждения плана воспитательной работы. Воспитательная работа проводится на основе 8 направлений:
- Казахстанский патриотизм и гражданское, правовое воспитание;
- Духовно-нравственное воспитание, трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
- Семейное воспитание;
- Национальное воспитание;
- Трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
- Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
- Мультикультурное и художественно –эстетическое воспитание;
- Физическая культура, здоровый образ жизни направления воспитания.
Ежегодно с начала учебного года с нашими обучающимися проводится большое количество воспитательных мероприятий и кураторских воспитательных часов.
Кураторы Макшиева Г.К. и Килыбаева Г.К. со студентами ОП «ПиМНО» и «ДОВ» приняли участие на областном фестивале который проходил среди студентов педагогических специальностей вузов и колледжей Восточно-Казахстанской области «Тәлімгер-Вожатый Fest - 2022» и заняли 3 место.
Кураторы кафедры педагогического образования и менеджмента организовали благотворительную акцию «Тепло сердца 70 детям к 70-летию». Учащимся начальных классов из малообеспеченных и многодетных семей было подарено необходимое оборудование для уроков рисования (18 октябрь 2022 г.).
Кураторами кафедры проводится работа по разъяснению ежегодного Послания Президента РК народу Казахстана. Кураторы вместе со своими группами принимают активное участие в республиканских, областных, городских, университетских мероприятиях, праздновании официальных праздников Республики Казахстан.
Кафедра работает по следующим научным направлениям:
Тема: «Развития трансверсальных компетентностей у будущих учителей»
Цель: разработка, обоснование и реализация модели формирования трансверсальных компетентности обучающихся; выявление и обоснование комплекса педагогических условий организации процесса формирования трансверсальных компетентности обучающихся педагогического вуза, обеспечивающего успешное функционирование разработанной модели.
Задачи:
- Создание условий для формирования у обучающихся знаний в сфере командообразования, трансдисциплинарности как преодоления противоположного явления — дисциплинарности, понимания гносеологической и онтологической сущности этих явлений.
- Содействие становлению у будущих педагогов качеств личности, соответствующих трансдисциплинарной компетентности: личностная и профессиональная мобильность, способность к самоорганизации, волевые качества личности (ответственность, инициативность, выдержка), социальный интеллект, толерантность, гибкость мировоззрения.
- Создание дидактических и материально-технических условий для проявления обучающимися командообразующей и соорганизующей активности, развития интердисциплинарной коммуникации.
Научная новизна исследования состоит:
- в разработке модели формирования трансверсальных компетентности будущих учителей, которая включает четыре взаимообусловленных компонента: целевой, мотивационный, технологический и рефлексивный, и реализуется с учетом принципов системности знаний, рефлексивной оценки, коммуникативной направленности педагогической деятельности, межпредметной интеграции, постоянной сопряженности практических занятий в вузе и школьной практики;
- в выявлении педагогических условий формирования трансверсальных компетентности будущих учителей: мотивационно-ценностное обеспечение процесса формирования трансверсальной компетентности, возникающей на основе устойчивого интереса и мотивации; введение в процесс обучения содержательного блока, обеспечивающего овладение основами знаний в области трансверсальной деятельности; построение эффективного устойчивого взаимодействия среди обучающихся в учебном процессе и реализации профессиональной деятельности; учет специфики учебных дисциплин; предоставление возможности саморазвития и самореализации в процессе педагогической практики в школе;
- в определении критериев (когнитивный, операциональный, личностный) и уровней сформированности данного вида компетентности будущих учителей (низкий, средний, высокий).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики организации образовательного процесса по формированию трансверсальных компетентностией будущих учителей; разработке технологии обучения студентов в рамках творческой лаборатории, включающей поисковый, проектировочный и аналитический этапы, и предполагающей «погружение» студента в процедуру проектирования образовательного процесса в школе, практическое осуществление проектирования отдельных элементов педагогического процесса и апробация их в условиях квазипрофессиональной деятельности, а также оценивание индивидуальных результатов; разработке контрольных заданий, упражнений, тренингов для определения уровней сформированности трансверсальных компетентностей обучаемых.
В качестве содержания профессионального образования, ориентированного на становление трансдисциплинарной компетентности будущих педагогов, выступают четыре взаимосвязанных раздела: общекультурный, общепрофессиональный, профессиональный и трансдисциплинарный.
- На основе результатов первого этапа собеседований были выделены четыре трансверсальные компетенции. Командная работа, коммуникация, креативность и инновации, а также обучение на протяжении всей жизни-далее делятся на подкатегории, которые рассматриваются, как важные компетенции, по мнению обучающихся, которые работают в педагогической сфере. Ответы на тестирование обучающихся, выявили, что каждая компетенция дополнительно разделена на подкатегории и каждая из них имеет свою актуальность на каждом этапе. Полученные результаты также указывают на то, что эти трансверсальные компетенции релевантны во многих отношениях
- Разработка ОП по развитию трансверсальных компетенций у обучающихся педагогического университета.
- В апреле 2022 года была проведена ХI Международная научно-практическая конференция «Реализация идей ценностно-ориентированного образования: проблемы, поиски, решения». В конференции приняли участие более 200 педагогов, обучающихся.
- Проведены професиональные конкурсы для воспитателей, учителей начальных классов.
- С 2022 года на кафедре ПОиМ выполняются три научно-исследовательские работы, финансируемые МНВО РК.
Тема: «Использование технологии краудсорсинга как предиктора трансфессиональной подготовки будущих специалистов».
Руководитель проекта: Төлеген Мұхтар Әділбекұлы профессор; члены проекта: Баймухамбетова Б.Ш., Ровнякова И.В., Радченко Н.Н., Сахариева С.Г., Әнәфия Ф.Е., Қасымбек Д.Б.
Цель проекта: создание банка инновационных трансфессиональных компетенций как ориентира в разработке качественных образовательных программ профессиональной подготовки будущих специалистов, с 1.07.2022 г. - 31.12.2024 г.
- Тема: Педагогический референдариат как условие профессиональной адаптации молодого педагога на базе созданной инновационной площадки INTERN
Руководитель проекта: Есполова Г.К.., члены проекта: Сахариева С.Г., Стеблецова И.С., Базарбек Б., Северинова Е.А., Килыбаева Г.К., Завалко Н.А.
Цель проекта: теоретическое обоснование и разработка программы профессиональной адаптации молодого педагога (референдума) как дальнейшего ориентира при разработке программ post-Bac.
На кафедре педагогического образования и менеджмента работает программа по академической мобильности.
В 2018-2022 гг. были прочитаны лекции по академической мобильности преподавателя Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова к.п.н., доцента В. В. Мирошниченко (Россия).
В 2022 году профессор Хусейн Узунбойли (Турция, Северный Кипр) прочитал лекцию в объеме 72 часов для студентов бакалавриата и магистратуры в рамках академической мобильности.
В 2023-2024 учебном году сениор-лектор кафедры педагогического образования и менеджмента Макшиева Г.К. для реализации академической мобильности ЕГИ им. А.К. Кусайнова читала лекции (г. Астана).
Сениор-лекторы кафедры психологии Стельмах С.А., Мацкевич И.В., кафедры педагогического образования и менеджмента Косынцева А.В. стали участниками большого международного проекта, организованного МОН РК и университетами Финляндии по разработке образовательных программ. С 8.11 по 15.11.2021 г. Стельмах С.А. прошла стажировку в университете ХАМЕ.
Пособия и монографии изданные преподавателями кафедры за последние годы:
Педагогикалық білім және менеджмент кафедрасы | |||
1 | Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях кредита модульной технологии обучения | оқулық | Шакаримова Қ.Қ. Дюсенбаева А.Т. |
2 | Кредиттік-модульдік оқыту технологиясы жағдайында өзіндік жұмысты ұйымдастыру | оқулық | Шакаримова Қ.Қ. Дюсенбаева А.Т. |
3 | Тәрбие жұмысының теориясы және әдістемесі | оқулық | Шакаримова Қ.Қ. Дюсенбаева А.Т. Аубакирова А.Д. |
4 | Развитие полилингвизма у детей старшего дошкольного возраста | оқулық | Косынцева А.В. |
5 | Мектеп жасына дейінгі балаларды педагогикалық қолдау | монография | Макшиева Г.К., Есполова Г.К., Килыбаева Г.К. |
6 | Мектеп жасына дейінгі балалардың тілін дамыту | Электр.пособие | Макшиева Г.К., Айдналиева Н.А. |
Профессорско-преподавательский состав кафедры
Есполова Гульден Калиолдановна
сениор-лектор PhD педагогических наук
Радченко Наталья Николаевна
к.п.н., ассоц.профессор
Бенеш Наталья Ивановна
к.п.н., ассоц.профессор
Чукотаев Мурат Нуртазинович
к.п.н., ассоц.профессор
Атыманова Каргаш Жолжаксиновна
к.п.н., ассоц.профессор
Нуртазина Еркежан Муратовна
к.п.н.
Макшиева Гульмира Курманбаевна
магистр
Килыбаева Гульнур Кенжехановна
магистр
Игибаева Айнагуль Курмашевна
д.п.н., профессор
Завалко Надежда Александровна
д.п.н., профессор
Какиева Ляйля Хакимовна
к.п.н., профессор
Паньшина Татьяна Викторовна
к.п.н., профессор
Губайдуллина Гаян Нурахметовна
к.п.н., ассоц.профессор
Касентаева Карлыгаш Уразбековна.
к.п.н., ассоц.профессор
Төлеуханова Айгуль Далелхановна
магистр
Акитбаева Нургуль Кенжебаевна
магистр
Козыбаева Айнур Куатбековна
магистр
Базарбек Баги
магистр
Сахариева Светлана Геннадьевна
к.п.н., ассоц.профессор
Кенжебекова Фариза Серикбаевна
магистр
Кусманова Гульжибек Аскеновна
д.филол..н., профессор
Шакаримова Куралай Калымкожановна
магистр
Ровнякова Ирина Владимировна
вн.совм., к.п.н., ассоц.профессор
Баймухамбетова Ботагоз Шакировна
совм., доктор философии PhD
Нургалиева Сания Айдархановна
к.п.н., ассоц.профессор